moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1

Хабаровск




До Китая – рукой подать, а до ВТО еще далеко



(по материалам опроса, проведенного комментатором главной редакции информации государственной телерадиокомпании «Дальневосточная» Максимом Гладким)

Эксперты:

  1. Адмидин Андрей, заведующий сектором международной кооперации Северо-восточной Азии института экономических исследований ДВО РАН;

  2. Бондаренко Владимир, председатель Краевого объединения профсоюзов;

  3. Васильков Андрей, директор Ванинского ООО «Экстралес»;

  4. Горбатюк Валерий, руководитель государственного опытно-производственного хозяйства «Восточное»;

  5. Громов Александр, председатель бюджетного комитета законодательной Думы Хабаровского края;

  6. Ежов Валерий, директор ОАО «КНПЗ-Роснефть»;

  7. Зражевский Сергей, министр промышленности Хабаровского края;

  8. Кругликов Михаил, президент Дальневосточной Торгово-промышленной палаты;

  9. Левинталь Александр, министр экономического развития Хабаровского края, и.о. обязанности первого заместителя председателя Правительства края;

  10. Мусянович Богдан, глава Ванинского района Хабаровского края;

  11. Морозов Николай, заведующий представительством страховой компании ЗАО «Цюрих-Русь»;

  12. Шляховой Андрей, председатель правления коммерческого банка

  13. «Далькомбанк»;

  14. Шенгелия Аполлон, директор ОАО «Ванинский морской торговый порт»

и другие эксперты.


СМИ

Тема вступления России в ВТО стала обсуждаться на Дальнем Востоке не так давно - после проведения семинаров под эгидой МЭРТ РФ. В целом СМИ Хабаровского края весьма вяло освещают проблему. Очевидно, это в какой-то мере можно объяснить тем, что региональный аспект проблемы разработан достаточно слабо как на федеральном уровне, так и на уровне самих регионов. Освещение проблемы носит скорее ситуативный характер. Сами же бизнесмены «раскруткой» проблемы ВТО не занимаются. Александр Тишутин, и.о. председателя краевого объединения промышленников и предпринимателей, откровенно сказал, что в их организации, вобравшей в себя весь малый и средний бизнес, о ВТО вообще не думают. Перед предпринимателями стоят более осязаемые вопросы – например, борьба с местной властью за снижение налогов.



Некоторые региональные особенности
Для Хабаровского края как региона, максимально удаленного от федерального центра и вольно или невольно интегрирующегося в Азиатско-Тихоокеанский регион, вопрос, вступать или не вступать в ВТО, не стоит. Степень актуальности проблемы определяется хотя бы тем фактом, что внешнеэкономической деятельности в структуре экономики региона отведено значительное место. А потому регион заинтересован в унификации правил игры на мировом рынке – без этого равноправное сотрудничество с партнерами по рынку невозможно.
Уже сейчас ситуация в торговле с Китаем, например, - важнейшим и ближайшим партнером Хабаровского края, - складывается не в пользу последнего:
Жертвой протекционистской политики КНР стала продукция черной металлургии, тот же прокат. Китайцы вывозят из России в прежних объемах лом черных металлов и загружают свои металлургические предприятия. Тем временем из-за дефицита сырья простаивают отечественные металлургические предприятия. «Мы теряем добавленную стоимость, простаивают предприятия, и воздействовать на КНР, не являясь членом ВТО, мы не можем, так как мы в разных весовых категориях. Вместе с тем, будучи членом торговой организации, мы сможем добиваться и выгодных для нас уступок (министр экономического развития Хабаровского края, и.о. обязанности первого заместителя председателя Правительства края Александр Борисович Левинталь).

Вместе с тем ряд региональных особенностей серьезно повышает себестоимость произведенной здесь продукции, что, естественно, не повышает шансы Края на процветание в условиях свободного рынка.


Дальневосточная территория, обладая несметными природными богатствами, недостаточно освоена, имеет большие расстояния и сложные климатические условия. Для рабочего здесь элементарно необходимо строить утепленные дома, кроме того, проживающим на наших территориях требуется и особое питание; недостаток йода и других компонентов приводит к частым болезням населения, что требует реализации дорогостоящих социальных программ. В итоге затраты на тепло и на многое другое серьезно повышают себестоимость произведенных товаров (Александр Громов, председатель бюджетного комитета законодательной Думы Хабаровского края).
О кризисном состоянии энергосистемы Края речь шла на совещании полпреда Константина Пуликовского с дальневосточными лидерами в середине мая. Снижение энерготарифов, и, следовательно, затрат, требует значительных инвестиций для строительства новых станций, что само по себе делает задачу невыполнимой в ближайшее время.

Кадры
Отсутствие рынка труда – серьезная проблема для страны, собирающейся стать членом ВТО. В Хабаровском крае уже сейчас из-за многолетнего простоя многих предприятий не найти квалифицированных кадров; хороший станочник, бульдозерист, экскаваторщик – редкость. Серьезный дефицит кадров ощущается в строительстве, ТЭК, нефтеперерабатывающей промышленности, цветной и черной металлургии, транспорте.
Среди причин такого положения дел, когда наши некогда мощные в технологическом плане предприятия остались на нуле и выпускают огнестойкие кастрюли и сковородки вместо современных установок, называется потеря кадров. Профессионалы в свое время ушли, либо потеряли навыки. Восстанавливать же былой уровень нужно десятилетиями и, безусловно, в «парниковых» условиях (Ежов Валерий, директор ОАО «КНПЗ-Роснефть).
Проблема ВТО напрямую касается и профсоюзов. Хабаровские профсоюзы обеспокоены тем, как будет складываться ситуация на рынке труда. На Дальневосточной территории может возникнуть резкий дефицит на рынке труда, и будет он не всегда на пользу отечественным работникам. У нас сегодня и так достаточно высокий уровень безработицы, ее коэффициент предположительно составляет 12%. Рядом - КНР, где сосредоточено огромное количество дешевой рабочей силы. При этом Китай очень прагматичен.

Китайцев совершенно не интересует наш финансовый рынок, и, в отличие от европейских стран, они и не требуют либерализации страхового рынка и рынка банковских услуг. Они хотят, чтобы Россия сняла все ограничения на перемещение физической рабочей силы и предъявляла к китайским торговым фирмам те же требования, что и к российским. Исходя из национальных интересов это неприемлемо. Страна может брать или не брать на себя обязательства по перемещению физических лиц, это предмет конкретных двусторонних переговоров. Тем не менее Китай это требование обозначил (председатель Краевого объединения профсоюзов Владимир Бондаренко).

Готов ли край к вступлению в ВТО
На федеральном уровне региональный аспект не просчитывался. Как оказалось, научный потенциал региона, прекрасно изучивший возможности рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, к анализу проблемы и выработке определенных решений по тематике ВТО федеральным центром не привлекался. Прерогатива зачастую отдается столичным научно-исследовательским институтам. Для региональной элиты стойкое неприятие вызывает уже сам заказчик любых дискуссий в лице Минэкономразвития РФ. Дальневосточники еще помнят, как была похоронена программа экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, разработанная Институтом экономических исследований ДВ отделения РАН РФ.
Если кто-то думает, что денег останется столько же, а цены опустятся, то они ошибаются: хозяйственное, промышленное производство не будет приносить дохода, чтобы в итоге можно было покупать и дешевые товары. И я бы с решением о вступлении в ВТО не торопился. В этом деле важна взвешенная традиция, - говорит Александр Громов.
Хабаровские эксперты единодушны во мнении, что вступление в ВТО - постепенный процесс. «Мы должны поступательно входить, постепенно выторговывая наиболее приемлемые для нас условия», - (Андрей Адмидин). Законодательная дума Хабаровского края рассматривала вопрос о вступлении России в ВТО и рекомендовала федеральному правительству воздержаться от вступления в эту организацию по крайней мере в течение ближайших 8 лет.
При этом обязательно необходимо позаботиться о защитных мерах для производителей Дальневосточного региона и Хабаровского края.

Должна вестись работа – налоговая, законодательная. Я полагаю, что в худшем положении окажутся неконкурентоспособные отрасли – это автомобилестроение, сельское хозяйство. Нужны защитные барьеры на определенное время, - уверен Владимир Бондаренко. -Поддерживать надо отдельные сектора, на определенное время, чтобы производитель знал, что через 5-10 лет планка снимается и далее он должен крутиться сам. Инструменты сложные, но по многим позициям необходимо выбивать свои льготы.
В целом же специалисты считают снятие административных барьеров только благом для экономики, тогда как замкнутость, возникающая вследствие копирования социалистической модели, может привести к обратному результату.
Особое внимание, по словам ведущих экспертов, при подготовке к вступлению в ВТО стоит обратить на производственную инфраструктуру и, в первую очередь, стабильное обеспечение края электроэнергией. Для Дальнего Востока это особенно актуально с учетом климатических условий и значительного износа энергетического оборудования (более 60%). Кризисность энергосистемы вполне осязаема и требует значительных инвестиций. Необходимо внедрять альтернативные источники энергии, о чем говорил Пуликовский на майском совещании с дальневосточными лидерами. К примеру, в Корякском автономном округе киловатт час обойдется потребителю в 8 рублей 50 копеек, а геотермальная энергия в 2 рубля, такие же ценовые сетки выверены по Курилам, Чукотке, отдаленным улусам Якутии. Всем территориям необходимо уходить от дизельного топлива и мазута.

Следующим направлением подготовки должна стать модернизция транспортной инфраструктуры, прежде всего той ее части, которая выходит на мировой рынок. Сегодня КНР интенсивно модернизирует транспортную инфраструктуру на северо-востоке страны с перспективами роста российско-китайской торговли. Китайцы, как показывает время, заинтересованы в стабильном экспорте в РФ, а регион должен этому адекватно отвечать. Проектами ближайших лет могут стать Транскорейская магистраль стоимостью в 2 млрд. долларов, строительство моста на Сахалин с последующим железнодорожным сообщением на Хоккайдо (Япония). Особого внимания требуют дальневосточные порты, многим из которых еще предстоит пройти через этап модернизации.


Кому выгодно и кому невыгодно
Выиграют от вступления в ВТО сырьевые компоненты: лесная, рыбная, нефтепереработка, сталитейная и цветная металлургия. Для них рынки откроются. «Кто занимается сырьевым бизнесом, не углубляясь в развитие переработки, выиграет безусловно, не исключено, что эти компании скорейшее вступление в ВТО и лоббируют», - считает Александр Громов.

В хорошем положении будут металлурги, те, кто занимается цветной металлургией, те, кто добывает глинозем и прочие компоненты – Солнечный ГОК, Дальневосточная горная компания. Проиграют зарождающиеся сложные производства.


Взять компании ЕВГО, АВЕСТ: их заводы берут комплектующие за границей и производят сборку бытовой техники здесь – эти предприятия проиграют. Сегодня они «на коне» потому, что на готовые изделия пошлина выше, чем на комплектацию – тем самым стимулируется развитие отверточной экономики. За счет этого два предприятия развиваются, начинают расширять цикл производства, производить комплектацию уже здесь, на месте. Завтра выгоды не будет. Импортный телевизор будет стоить столько же, сколько и наш. Потребитель же будет отдавать предпочтение раскрученным маркам, предположим, «Сони» или «Панасоник». Легкая промышленность умрет. Ситуация на селе тоже не лучше (А. Громов).
Глава Ванинского района Хабаровского края Богдан Мусянович, правда, считает, что в проигрыше окажутся недостаточно развитые отрасли, а это прежде всего такое важное для сырьевого края направление, как переработка. Лесной комплекс с неразвитой базой переработки может окончательно сойти на уровень исключительно заготовки древесины, а вся переработка будет производиться соседями: КНР, Южной Кореей и Японией. Лесоперерабатывающие заводы в Хабаровском крае не отвечают международным стандартам:
«Я могу сказать, что японцы у нас просто не хотят покупать доску, так как она не отвечает их стандартам, слишком толстая, ее приходится доводить уже после. Мы же не можем научиться отвечать потребностям рынка и, кроме доски на забор, ничего не получается, тут нужны баснословные инвестиции».

А вот по мнению банкира Андрея Шляхового, Хабаровский край, имеющий приграничное положение, самой судьбой ориентирован на экспорт и ничего не теряет, а может только выиграть от процесса вступления в ВТО.


Есть ли шансы у промышленности
В последние три года в экономике многих отраслей промышленности, по мнению краевых чиновников, произошли некоторые положительные сдвиги, основанные на росте платежеспособного спроса, нормализации расчетов с поставщиками, налоговыми органами, работниками; выравнивании условий конкуренции с импортом. Это обеспечило рост промышленного производства предприятий машиностроения в 1999 – 2001 годах. Вместе с тем финансово-экономическое положение предприятий остается сложным и неустойчивым:
Гражданские отрасли машиностроения и металлообработки работают в условиях дефицита инвестиций в основной капитал, вследствие чего сокращается технологический потенциал предприятий. Доля средств, направляемых в основной капитал за последние 5 лет, составляет всего 1-1,5% от общего объема инвестиций в промышленность по краю. Происходит старение парка оборудования. Степень износа основных фондов гражданских предприятий машиностроения и металлообработки края к концу 2001 года превысила 50%. Серьезной проблемой отрасли является интенсивный процесс выбытия основных фондов. За 5 лет среднегодовой коэффициент выбытия основных фондов крупных и средних предприятий превышал 6%, при этом коэффициент обновления изменялся незначительно от 0,15 до 2% (Зражевский Сергей, министр промышленности Хабаровского края).
И все же ситуация не безнадежна. Наиболее конкурентным региональным товаром является продукция оборонных отраслей – сказывается былая ориентированность Дальнего Востока на выпуск продукции военного назначения. Сегодня большим спросом на мировых рынках пользуются производимые в Хабаровском крае истребители семейства СУ, атомные подводные лодки. Вполне конкурентна продукция гражданского судостроения в части постройки скоростных судов для таможни, погранвойск. В этих отраслях специалисты отмечают благоприятное соотношение цены и качества, что только открывает мировые рынки. В регионе работают и несколько инновационных предприятий - их продукция основывается на упрощающих технологиях или порошковой металлургии.

Конкурировать при нормальной деятельности могут реально шесть предприятий, имеющих сертификаты качества по международной системе ICO: это Амуркабель; Хабаровский судостроительный завод; Хабсудмаш; завод имени Гагарина, выпускающий Су-27 и Су-30МКК (КнААПО); Амурский судостроительный завод, выпускающий атомные подводные лодки. Часть предприятий уже сегодня развивают отношения с Вьетнамом. А вот Амурлитмаш умудрился продавать свои станки даже в Бельгию. В данном случае бельгийцы закупают основную часть станков и уже после добавляют более современные агрегаты. Однако такие достаточно успешные предприятия в Хабаровском крае можно пересчитать по пальцам. Большая часть других товаров никакой конкуренции не выдержит (Левинталь Александр, министр экономического развития Хабаровского края).
И все же специалисты сходятся во мнении, что в ВТО региону уготована судьба поставщика дешевого сырья. По мнению Кругликова Михаила, президента Дальневосточной Торгово-промышленной палаты, необходимо в корне пересмотреть структуру промышленной продукции, «ведь ВТО дает приоритеты товарам техническим, а у нас сегодня сырьевой экспорт – все это так и останется». Только 7% товаров, производимых предприятиями несырьевой направленности, конкурентоспособны, судьба других производств вызывает у ученого опасения.
Адмидин Андрей, сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН, считает, что конкурентоспособны в регионе лишь некоторые товары минерально-сырьевой группы – это цветные металлы, рыбопродукция, а также продукция лесного и нефтяного комплекса.

Но и в этих областях, наиболее готовых к ВТО, есть свои серьезные проблемы. Взять, к примеру, такую важную для края отрасль, как лесозаготовка и переработка древесины. На нашем устаревшем оборудовании распилить доску еще можно, но вот изготовить качественные пиломатериалы по дюймам мы уже не можем:


Сегодня как такового рынка на российские пиломатериалы не существует, лесозаготовители и переработчики работают по личным связям с японцами или корейцами - не более; система не работает, так что слишком уж много за границу не продашь при всем желании. Они ведь в той же Японии и Китае тоже заинтересованы в развитии своих производств (директор Ванинского ООО «Экстралес» Андрей Васильков).

В такой ситуации единственным способом поддержания спроса на отечественные пиломатериалы остается занижение цены. Среди лесоперерабатывающих и заготавливающих предприятий закрепиться на международном рынке без демпинга удалось только единицам, причем только компаниям с превалирующим западным капиталом. Примером может послужить успешно работающее по международным стандартам предприятие «Ванино Тайрику». Компания производит пиломатериалы на заказ, а рабочие первоначально прошли обучение в Японии.

За более свободную (адаптированную) торговлю высказываются в Хабаровском крае некоторые бизнесмены, работающие в пищевой сфере. Мясопереработка полностью вытеснила импортные аналоги, правда, работа ведется на импортном оборудовании.

Для нас сама ВТО проблемой не является, - говорит руководитель одного из крупнейших дальневосточных мясоперерабатывающих предприятий г-н Чернобельский, - мы сегодня выпускаем продукцию по международным стандартам, только мясо закупаем не у отечественных производителей, а в Китае или Франции, так что открытие рынков на нас скажется только положительно.


Сельское хозяйство
Для Хабаровского края особенно актуален вопрос защиты сельского хозяйства при вступлении России в ВТО. Дружное мнение руководителей предприятий агропромышленного комплекса: сельское хозяйство не выдержит конкуренции без сохранения государственных субсидий и защитных пошлин на импортную продукцию.
По с/х будут также серьезные проблемы, ведь здесь мы не можем конкурировать с Аргентиной или КНР ни по объемам, ни по себестоимости (Михаил Кругликов).

Наша продукция – семена, овес, соя, картофель, огурцы, молоко и мясо - пока находят спрос, но мы с трудом выходим на уровень рентабельности, - говорит руководитель Государственного опытно-производственного хозяйства «Восточное» Валерий Горбатюк. - Откроются границы с Китаем, и они нас завалят своим картофелем и т.д. Они даже молоком стали сегодня заниматься, чего никогда не было. По крайней мере, для них, с их объемами используемых в обороте земель, демпинговать против наших производителей - не проблема.

Село пока опасается конкуренции с импортным продовольствием и надеется, что процедура вступления РФ в ВТО максимально затянется, хотя бы лет на 5-8.



Услуги

Определенные проблемы ожидают и сферу услуг на территории Хабаровского края. На Дальнем Востоке потенциально конкурентна сфера транспортных услуг – в т.ч. международный транспорт, возможно туризм.


Что касается банков, то сегодня явного желания работать в наших условиях иностранные банки не высказывают. Но если и придут иностранные банки на наш рынок, то это будут банки для банков, которые будут кредитовать другие банки или очень крупных заемщиков.

В нашу тайгу реально мало кто захочет лезть. Мы ходим по земле, и всегда будет востребован тот, кто работает с конечным заемщиком, а кто нас будет кредитовать - московские банки или иностранные - нам все равно. Даже лучше: будут формироваться единые правила игры. Для региональных банков вступление в ВТО будет плюсом. Что касается московских банков, которые сейчас системообразующие, то многие из них будут вытеснены, т.к. сегодня некоторые из них существуют как искусственная прослойка между бюджетными средствами федеральными и какими-то заемщиками, которых они зачастую не кредитуют», - считает председатель правления Далькомбанка.
Что касается страхователей:
У нас страхование происходит на таком уровне: что взяли, то и отдали; добровольное страхование подменяется добровольно-принудительными методами, многие компании не вызывают большой надежности, отсутствует рынок долгосрочного страхования жизни и пенсий. Если говорить о защите отечественных страховых компаний, то с 1999 года иностранные компании не проявляют особого интереса к нашему рынку, они просчитывают свои вложения. Поэтому я считаю, что либерализация будет только на пользу», - заявил заведующий представительством страховой компании ЗАО «Цюрих-Русь» Николай Морозов.

От вступления в ВТО должно улучшиться положение транспортной системы, прежде всего морских портов. В Хабаровском крае порт Ванино должен будет получить новое развитие как раз в условиях свободной торговли. Порт универсальный, находится в глубоководной бухте на берегу Татарского пролива, соединяющего Японское и Охотское моря. Сегодня при имеющихся мощностях в 12 млн. тонн в год на перегрузочных комплексах осуществляется перевалка только 5 млн. тонн различных грузов. По оценкам ряда экспертов, грузооборот порта в ближайшее время можно будет увеличить до 35 - 40 млн. тонн, что уже само по себе привлекательно для потенциальных покупателей и инвесторов, особенно после присоединения к ВТО.








страница 1
скачать файл


Смотрите также: