moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Методическая разработка, посвящённая проблеме игры детей дошкольного возраста, адресована воспитателям ЦРР – детского сада № 13, состоит из 2х частей: теоретической (методические рекомендации) и практической (перспективное и тематическое планирование сюжетно-ролевых игр).

В разработке использована литература:



  • Васильева О.К., Образная игрушка в творческих играх дошкольников. Санкт-Петербург, 2003 год;

  • Доронова Т.Н. Программа «Радуга», Москва, 1997 год;

  • П.р. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Санкт-Петербург, 2004 год;

  • Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Организация сюжетной игры в детском саду. Москва, 2001 год;

  • Потапова Л.М.. методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Ярославль, 1997 год;

  • Скороунова О.А., Логинова Л.В.. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. Москва, 2005 год.

  • Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. Москва, 2005 год.

Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства.

Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребёнка в игре позволяют многое понять в его личностном росте и культурном развитии. Классическими стали слова К.Д. Ушинского о необходимости вглядываться в детские игры, ибо всё, что переживает ребёнок в игре не проходит бесследно, а путём связывания различных ассоциаций отражается в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру.

«Детям дошкольного возраста характерна активная деятельность,

получающая своё выражение в занятиях различными видами искусства, ролевых играх, общении со сверстниками и взрослыми, освоении норм и образцов поведения». (Рубинштейн)

Самостоятельно придуманные детьми игры, способствуют обогащению их творческого потенциала, активизируют механизмы самовыражения, сотворчества, импровизации, формируют все стороны психики ребёнка.

Научные данные показывают, что полноценное развитие детского игрового опыта в дошкольном возрасте определяется соответствующими возможностями образовательной практики.

Образовательный процесс в нашем ДОУ направлен на обогащение самостоятельного личностного опыта дошкольников. Это достигается конструированием образовательного процесса на основе интеграции содержания разных областей знаний (изобразительное искусство, астрономия, зоология, литература, музыка), взаимосвязи и взаимодополняемости различных видов деятельности, созданием творческой и гуманистической направленности активности детей.

Игра в этом процессе выполняет особую роль: мы стремимся обеспечить в образовательном процессе возможность каждому ребёнку наиболее полно и многопланово проявить себя в различных видах детских игр, то есть открыть перспективу для успешного развития и взаимодействия со сверстниками.

В данной методической разработке показано, как следует решать задачи по формированию игровой деятельности, указанные в «Критериях экспертизы деятельности ДОУ в процессе аттестации и государственной аккредитации» и программе «Радуга» Т. Дороновой, используя технологию Н. Михайленко и Н. Коротковой.

Общеизвестно, что источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания служат знания и впечатления, полученные на занятиях, на прогулке, во время чтения, просмотра любимых телепередач, видеофильмов и так далее.

Поэтому в содержание педагогической деятельности включены различные занятия познавательного характера, музыкальные, физкультурные, занятия по изобразительной деятельности, а так же отдельные мероприятия в утренние и вечерние отрезки времени: рассматривание картин, предметов, наблюдение за живыми объектами, дидактические, имитационные, хороводные и другие игры, заучивание потешек, песенок, беседы, экскурсии, изготовление альбомов, посещение фотовыставок, решение проблемных ситуаций и так далее.

Чтобы игра помогала самовыражению ребёнка, она должна быть свободной и внутренне мотивированной, а приёмы, которые воспитатель применяет для её развития, не должны носить образовательного, сковывающего инициативу и самостоятельность характера. Как рекомендуют многие авторы – разработчики методики руководства играми.

Для того, чтобы обеспечить появление и развитие игровых замыслов у детей и не сковывать их активность, воспитателю следует занимать позицию партнёра, чтобы «изнутри» направлять внимание детей на важные для их развития предметы и действия.

Встать на равную с ребёнком позицию поможет кукла Андрюша – образ привлекательного, улыбающегося мальчика, который наделён теми же интересами, потребностями и склонностями, которые характерны для детей определённой возрастной группы. Данная методика внесения образных игрушек в игры детей описана в учебно-методическом пособии О. К. Васильевой «Образная игрушка в творческих играх дошкольников».

Кукла вводит новые предположения, принимает замыслы детей, демонстрирует способы действия с игрушками, вместе с детьми, без жёстких оценок решает возникающие проблемы.

Кукла – посредник выполняет коммуникативную роль, помогает осуществить позитивное взаимодействие между взрослым и ребёнком.

Включённая в игровую ситуацию она позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением.


  • Демонстрировать отдельные формы поведения;

  • Устанавливать прямую и обратную связь со всеми детьми одновременно и персонально с каждым ребёнком, «собирая» информацию, необходимую для корректировки педагогического воздействия;

  • Обеспечивать психологическую защиту ребёнка, совершившего проступок;

  • Корректировать поведение детей;

  • Управлять ходом игры.

Появления куклы дети ждут как праздника, потому что это связано с сюрпризом, неожиданными ситуациями, постоянным напряжением ума, чувств.

Дети должны иметь возможность реализовывать собственные замыслы, получая удовольствие от свободного использования доступных им игровых средств, то есть игрушек.

Среди многообразия широко распространённых приёмов внесения игрушек авторы указанного пособия рекомендуют использовать



  • Дидактические игры куклы Андрюши;

  • Сценки – загадки куклы Андрюши;

  • Создание игровых ситуаций;

  • Инсценировки театра игрушек.

Практика показывает, что наиболее популярными сюжетно-ролевыми играми являются игры в «семью», «больницу», «парикмахерскую» и так далее. Следовательно, первыми должны быть игрушки, которые помогают сосредоточить внимание детей на событиях связанных с домом, семейной жизнью, больницей. Решению этих вопросов помогает дидактическая игра «Андрюшины подарки».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«АНДРЮШИНЫ ПОДАРКИ»

После полдника все дети занимаются любимыми делами. Раздаётся стук в дверь и к удивлению педагога и детей в группу «входит» улыбающаяся кукла. Воспитатель здоровается с куклой, предлагает ей познакомиться с детьми.



Андрюша: Здравствуйте ребята! У –у – у, сколько вас! Давайте знакомиться! Меня зовут…. Ой! Забыл… Лягушка? … Нет! Игрушка? … Нет! Врушка? … Нет, нет, совсем не так! Ребята, может, вы знаете, как меня зовут?

Дети: Петрушка! Андрюшка!

Андрюша: А – а! Верно! Вспомнил, Андрюшка! Ведь даже стихи про меня есть. Знаете вы их? Нет? Тогда послушайте:

Я – весёлый друг Андрюшка!

В яркой шапке на макушке,

Я в костюме расписном,

Ярко – красном, голубом!

Вы пожалуйста не сомневайтесь, что это стихи про меня, хоть я сейчас совершенно в другом костюме. Но может же человек переодеться. А ещё, я очень люблю, когда меня называют не Андрюшкой, а Андрюшей. Ой! Я же совсем забыл! Я вам что-то принёс. (дети садятся полукругом, посередине - стол).

Андрюша достаёт большой пакет, предлагает детям отгадать что он принёс. (Игрушки). Андрюша достаёт набор кухонной мебели. Доставая каждый предмет, спрашивает, как этот предмет называется и зачем он нужен. Иногда Андрюша ошибается. И дети поправляют его, объясняя назначение предметов. Когда назначение предметов мебели определено, выясняют где, что должно стоять. Как можно поиграть. Затем Андрюша прощается и обещает прийти через несколько дней.

Так в ненавязчивой форме направляется мысль детей на создание «кукольной комнаты».


Дидактическая игра может проводиться несколько раз подряд, возрождая интерес детей к бытовым игрушкам.

Далее организуется новые встречи с Андрюшей, в ходе которых осуществляется внесение новых игрушек – домашних животных. Дети рассматривают игрушки, читают про кошку и собаку стихи и потешки, поют песенки; затем определяют место, где они будут жить, кто за ними будет ухаживать, чем кормить, как играть, где гулять и так далее.


«СЦЕНКИ – ЗАГАДКИ КУКЛЫ АНДРЮШИ»
Сценки – загадки представляют собой небольшие проблемные ситуации, героями, которых являются разные игрушки. Основной смысл игрушек – загадок заключается в том, что, показывая детям взаимодействие разных персонажей, воспитатель обращает внимание детей на нравственную сторону поступков и деятельности людей, учит детей решать нравственные проблемы.

  • Младшая группа. Кукла Андрюша приходит в гости к детям, наблюдает за их играми с его подарками и обращает внимание на грустный взгляд кошки. Андрюша спрашивает, что случилось. Кошка объясняет, что ей скучно. Андрюша спрашивает у детей, что можно сделать, чтобы кошка не грустила. Обсуждаются разные варианты (кошка может поиграть мячиком, клубочком, моно покормить её молоком, покатать её на машине, спеть песенку…)

  • Андрюша приходит к детям очень весёлый и рассказывает детям, что ему на день рождения подарили котёнка, но он не знает, как за ним ухаживать, что надо делать. Дети дают советы, рассказывают, как они заботятся о своих питомцах.

Подобные сценки можно проводить с разными игрушками. Это поможет обогатить содержание сюжетно-ролевых игр.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВКИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР.

Группы

Программные задачи

Содержание работы



1ая младшая группа

  • Обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы детьми в играх.

  • Знакомить детей с разнообразием игровых целей, связывать в смысловую цепочку.

  • Привлекать детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей, таким образом проявлять игровую инициативу.

  • Привлекать детей к осуществлению игрового действия с сюжетной игрушкой; стимулировать их к продолжению, дополнению игрового действия партнёра – взрослого.

  • Привлекать детей к осуществлению игрового действия с заменителями и воображаемыми предметами, словесно обозначать предметы и действия.

  • Формировать у детей умение «превращаться в другого», то есть готовить детей к принятию роли.

  • Ориентировать детей на продолжение, дополнение игр, действий партнёра-сверстника. Словесное обозначение игровых действий.

  • Наблюдение за домашними животными (кошка, собака). Обращать внимание на внешний вид

  • Рассматривание предметных картинок (мебель, одежда, посуда, домашние животные).

  • Чтение потешек, их заучивание, обыгрывание.

  • Разучивание песенок и их обыгрывание.

  • Дидактическая игра «Андрюшины подарки» (внесение игрушек и их рассматривание). Вызвать желание играть новыми игрушками.

  • Физкультурное занятие «Веселые котята» (сюжетное)

  • Хороводная игра «Серенькая кошечка»

  • Игры имитации (образы кошки, собаки)

  • Совместные игры воспитателя с отдельными детьми с целью показа игровых действий с сюжетными игрушками (куклой, кошкой и т.д.), заменителями или воображаемой игрушкой.




2-ая

младшая группа

  • Продолжать обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы в играх.

(Задачи по технологии Н. Михайленко)

  • Учить детей реализовывать роль в игре, т.е.:

    • принимать на себя роль (сейчас он не Петя, сейчас он «шофёр»)

    • обозначать роль для партнёра (понимает, что партнёр сейчас не Петя, сейчас он «шофёр»);

    • развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог;

    • изменять ролевое взаимодействие в зависимости от того, каковы роли партнёров;

    • менять свою игровую роль в зависимости от развивающегося сюжета (побыв «пациентом» стать «Врачом»).

  • Наблюдение за домашними животными – уточнить внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят.

  • Наблюдение за трудом шофёра, врача.

  • Рассматривание машины (игрушки).

  • Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Едем в автобусе».

  • Заучивание и обыгрывание потешек: «Кисонька-мурысонька», «На порог упал снежок».

  • Заучивание стихотворения «К доктору ходите маленькие дети…» Шалаевой Г.П.

  • Чтение художественной литературы рус. нар. сказка «Коза-дереза», «Игрушки» Барто А.Л.

  • Дидактическая игра «Андрюшины подарки».

  • Рассказ воспитателя на тему: «У меня дома есть…»

  • Физкультурное сюжетное занятие на тему: «Лохматый пес»

  • Рисование на тему: «Играем с котенком»

  • Рассматривание атрибутов к игре «Больница» (их название и назначение)

  • Показ сценок-загадок куклы Андрюши №1 и №2 (смотри теоретическую часть)

  • Изготовление альбомов «Наши любимцы», «Транспорт».

  • Беседа о том, что делают дома мама, папа, бабушка, дедушка.

  • Обогащение содержания игры в «Семью», в «Больницу». Совместная игра воспитателя с детьми и независимые роли (смотри технологию Н. . Михайленко)

  • Беседы с детьми о выборе игры, партнёров по игре, игрушек.

Средняя группа

        • Продолжать готовить детей к принятию роли.

        • Обогащать ролевое поведение новыми игровыми целями.

        • Обучать детей более сложному ролевому поведению в игре:

- формировать умение менять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

          • Менять игровую роль и обозначать для партнёров в процессе развития игры.




  • Серия экскурсий в разные помещения детского сада на выставку картин, книг, рисунков, комнатных растений и т.д. Познакомить с ролью экскурсовода.

  • Рассказ воспитателя о разного рода выставках, о профессии экскурсовода.

  • Беседа на тему «Наши друзья – домашние животные».

  • Показ сценок – загадок куклы Андрюши. Организация выставок 2-3 фотографий или игрушек собак (кошек) – знакомить с разными породами.

  • Создание игровой ситуации: из игрового уголка исчезла собака (кошка). Как быть?

  • Экскурсия к автобусной остановке. Наблюдение за автобусами, маршрутными такси и работой шофёра.

  • Наблюдение за светофором, действиями транспорта, водителей и пешеходов.

  • Дидактическая игра «Внимательный водитель».

  • Чтение произведений Б.Житкова «Светофор», Н. Калининой «Как ребята переходили улицу».

  • Заучивание стихотворений С. Маршака «Милиционер», В. Степанова «Шофёр», «Водитель троллейбуса».

  • Разбор ситуаций: пассажир не знает как доехать до больницы, магазина, выставки, на какой остановке выходить; пассажир заснул и проехал свою остановку.

Старшая группа

Обогащать событийную сторону содержания игр:

  • Вносить в детские игры новое содержание;

  • Побуждать детей самим придумывать события для игр;

  • Помогать детям налаживать взаимодействие в играх;

  • Обучение фантазированию; умению выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; ориентацию на партнёров – сверстников, пояснять, что бы он хотел развернуть в следующий момент, уметь прислушиваться к мнению партнёров; умению комбинировать события в общем сюжете в процессе игры.

  • Использовать игру для улучшения положения ребёнка в группе, коллективе сверстников;

  • Знакомить детей с основными компонентами организации игры.

  • Рассказы воспитателя о своих играх и своих друзьях

  • Создание библиотеки игр.

  • Придумывание детьми событий – приключений (по иллюстрациям и без них).

  • Рассказ воспитателя на тему: « Кто лечит животных» - знакомство с профессией ветеринара.

  • Просмотр видеофильма о работе ветеринарной лечебнице.

  • Неподготовленные диалоги по телефоны: «Заболела кошка (собака)»

  • Фотовыставка на темы: «Верные друзья»

  • Поэтапная работа с произведением К. Чуковского «Доктор Айболит» (по технологии Н. Михайленко)

  • Составление рассказов «Если бы я был ветеринаром… »

  • Представление театра игрушек по произведению К. Чуковского «Доктор Айболит»

  • Беседы на тему: «Могут ли домашние животные жить без человека»

  • Дидактическая игра: «Что нужно для открытия ветлечебницы».

  • Мотивация детей к обустройству «ветеринарной лечебницы» - определить место, найти оборудование, обговорить роли.

Старшая группа

  • Расширять представлении я детей о профессии: менеджера, рекламного агента, продавца, кассира, о поведении покупателя в магазине, их взаимоотношениях.

  • Обогащать представления детей об одежде, её видах, о людях, которые её изготавливают.

  • Формировать умение самостоятельно находить способы решения проблемных ситуаций.

  • Способствовать проявлению каждым ребёнком творческой инициативы и самостоятельности.

  • Рассказы воспитателя о профессиях, о их значимости.

  • Дидактическая игра «Что лишнее»

  • Конкурс на лучшую вывеску магазина «Одежда», рекламу магазина и товаров магазина.

  • Изготовление библиотеки игр (альбомов): «Мужская одежда», «Женская одежда», «Головные уборы».

  • Диалоги-упражнения: «Если одежда мала», «Если одежда велика», «Если одежда испачкана»

  • Дидактическое упражнение: «Одежда нужна для того, чтобы…»

Старшая группа

  • Познакомить детей с историей возникновения одежды и процессом её изготовления.

  • Заинтересовать детей идеей создания в групповой комнате «Магазина одежды»

  • Учить реализовывать в игре роли продавца, кассира, покупателя, менеджера, агента по рекламе.

  • Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

  • Рассказ воспитателя об истории возникновения одежды;

  • Рассматривание альбома «Одежда прошлого»

  • Экскурсия в магазин «Одежды» - познакомить с профессией продавца, обустройством магазина.

  • Дидактическая игра «Андрюшины подарки».

  • Беседа о профессиях менеджера, рекламного агента, продавца, кассира.

  • Чтение «Большая книга профессий» Шалаевой Г.П.

Подготовительная к школе группа

  • Обогащать впечатления детей о профессиях (парикмахер, массажист, визажист, косметолог, мастер по маникюру)

  • Помогать налаживать взаимодействия в совместных играх, раскрывать содержание связей и соотношения разыгрываемых ролей, определение общих целей, согласование игровых замыслов.

  • Побуждать детей самих придумывать события для игр.

  • Рассказ воспитателя о посещении парикмахерской

  • Беседа с детьми (из личного опыта), что делать в парикмахерской.

  • Изготовление альбома «Предметы туалета».

  • Дидактическая игра «Андрюшины подарки».

  • Презентация товаров – предметов для работы парикмахера.

  • Чтение «Парикмахер все умеет…» Шалаевой Г.П., заучивание стихотворения «Стали волосы как грива» Шалаевой Г.П.

  • Рассматривание картины « В парикмахерской», слайдов.

  • Просмотр видеофильма «Конкурс красоты».

  • Встреча с парикмахером (рассказ о своей работе)

страница 1
скачать файл


Смотрите также: