moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Тема: Искусственные спутники Земли.

Класс : 9

Цели урока:


  • дать представление об ИСЗ, раскрыть понятие и значение первой, второй и третьей скоростей;

  • сформировать умение рассчитывать первую космическую скорость;

  • развитие вычислительных навыков при решении физических задач;

  • формирование мировоззрения в процессе изучения физики.

Оборудование: учебник А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика - 9»; В.И. Лукашик, Е.В. Иванова «Сборник задач по физике»; мультимедийная установка; компьютер.

Домашнее задание: §20 упр.19 (2), вопрос №5 стр.77 – по желанию.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

Тела при своем движении описывают различные траектории. При прямолинейном движении траекторией является … (прямая линия), при криволинейном движении траекторией является … (дуга окружности). При движении по дуге окружности возникает ускорение. Как называется это ускорение и куда направлено? (центростремительное ускорение, направлено к центру окружности).



Задание: 1. Выйти к доске и указать направление центростремительного ускорения.




а б в
2. Выйти к доске написать формулу для нахождения центростремительного ускорения и объяснить входящие в нее величины, назвать единицу измерения ускорения.

ац.с. =  , где v - скорость движения тела, r – радиус окружности.
ц.с.] = м/с2

3. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение движения тела по дугам окружностей, тема нашего урока сегодня «Искусственные спутники Земли» (слайд 1). Мы попытаемся с вами рассмотреть детально вопрос о запуске и движении ИСЗ, раскрыть понятие и значение первой, второй и третьей космических скоростей и научиться рассчитывать первую космическую скорость.

Опыт №1: движение шарика на нити.

Если шарик толкнуть, то он опишет некоторую дугу и остановиться. Причина остановки … (сила сопротивления воздуха). Если уменьшить действие тормозящих сил, то шарик опишет окружность. Если устранить все силы сопротивления, то шарик будет двигаться бесконечно.

В природе существует пример такого движения тела – это движение планет в Солнечной системе (слайд 2).

Чтобы понять при каких условиях тело может стать искусственным спутником Земли, рассмотрим рис. на стр.74. На этом рисунке изображен земной шар, а на нем показана высокая гора, с вершины которой бросают камни, придавая им различные по модулю горизонтально направленные скорости.

Движение спутника является примером свободного падения, так как происходит только под действием силы тяжести. Но спутник не падает на Землю благодаря тому, что обладает большой скоростью, направленной по касательной к окружности, по которой он движется.

Значит, для того чтобы некоторое тело стало искусственным спутником Земли, его нужно вывести за пределы земной атмосферы и придать определенную скорость.

Вывести спутник стало возможно при использовании ракет (слайд 3). Двигатели ракеты должны совершить работу против силы тяжести и силы сопротивления воздуха, а также сообщить спутнику соответствующую скорость.

4 октября 1957 г. В Советском Союзе был запущен первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

12 апреля 1961 г. первый в мире летчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил космический полет на корабле – спутнике «Восток» (слайд 4).

Выведем формулу для расчета скорости, которую надо сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником Земли, двигаясь вокруг нее по окружности.
ац.с. =  ац.с. = g
следовательно, (слайд 5).

Эта скорость называется первой космической скоростью.

Для того, чтобы рассчитать первую космическую скорость для любой планеты необходимо учесть массу и радиус планеты, а также высоту над ее поверхностью (слайд 6).

При скорости, равной 11,2 км/с, которая называется второй космической скоростью, тело преодолевает притяжение Земли и уходит в космическое пространство (слайд 7).

Третья космическая скорость 16,7 км/с.

Слайд 8 – фильм о космосе.

4. Физминутка.

5. Закрепление знаний: решение задач.



Упр. 19(1)- учебник, № 302, № 303 – Лукашик.

6. Итог урока. Озвучивание оценок за урок. Домашнее задание.
страница 1
скачать файл


Смотрите также:


Размеры земли
50.77kb. 1 стр.