moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1

Опубликовано: // Социальный мир человека. – Вып. 3: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров», 24—25 июня 2010 г. – Часть II: Прикладная социальная психология / Под ред. Н.И. Леонова. – Ижевск: ERGO, 2010. – С. 88–90.

Исследование связи агрессивности с музыкальными предпочтениями и управленческими качествами.

Леви М.В., Академия управления МВД России, г. Москва.


Проводимое нами исследование может быть названо «три в одном», каким когда-то было эссе выдающегося психиатра П.Б.Ганнушкина о религии, сладострастии и жестокости. Три предлагаемых к рассмотрению системных и сложных явления изучались прежде «попарно», но не все «в один присест».

Немало дискуссий вызывает вопрос о связи музыкальных вкусов с агрессивностью и о непосредственном влиянии музыки на вероятность проявления агрессивного поведения. Имеется опыт предупреждения агрессии толпы с помощью танцевальных ритмов (Назаретян А.П., 2001), профилактики вандализма в метро с помощью классических произведений (http://www.vashdosug.ru/article.php?id=4987, 2002); сообщается, напротив, о применении музыки для «психологического подавления» (Крысько В.Г., 1999) и даже для пыток – в основном «тяжелого рока», особенно самых «жестких» его разновидностей – “Death-metal” и т.п. Обнаруживалась связь между пристрастием к стилю хэви-метал и суицидальными склонностями (Scheel, K.R. & Westefield, J.S., 1999). Прослушивание «тяжело-металлической» музыки усиливает мужскую поло-ролевую стереотипизацию, однако не выявлено однозначной связи между прослушиванием «heavy metal» и агрессивностью (Gowensmith, W.N. & Bloom, L.J., 1997).

Об агрессивности как качестве человека, призванного управлять деятельностью других, также ведется немало рассуждений. Она упоминается среди лидерских качеств наряду с властностью, амбициозностью, упорством и т.п. (Кнорринг В. И., 2001, и др.), но в современных учебниках по управлению персоналом всё же чаще фигурирует в негативном контексте. В популярной литературе (Паркинсон С.Н., 1989, и др.) говорится о «беспощадности» как полезном свойстве руководителя и т.п.

Существуют также довольно расплывчатые житейские представления (предрассудки) о т.н. «элитарных» и противопоставляемых оным «плебейских» вкусах, в т.ч. в сфере музыкального искусства, якобы имеющих какое-то отношение к способности занимать ответственные управленческие посты.

Для оценки управленческих качеств нами использовался Калифорнийский личностный опросник (Gough H.G., Bradley P., 1996) со специально разработанным алгоритмом обработки данных (Петров В.Е., 2001, Котенев И.О. с соавт., 2003), позволяющим вместо исходных 20 «фолк-шкал» получить 10 компонентов т.н. «психолого-управленческого потенциала», а именно: Мотивация лидерства и достижения; Интеллектуальная эффективность; Организаторские способности и самоорганизованность; Эмоциональная стабильность; Коммуникативная направленность; Социальная ответственность; Трудолюбие, добросовестность; Толерантность (терпимость, дружелюбие); Независимость и самостоятельность; Понимание и сопереживание (психологический ум).

Методика изучения склонности к агрессии составлена на основе опросников «Диагностика состояния агрессии» А.Басса и А.Дарки, «Коммуникативная агрессивность» В.В.Бойко, «Психологические защиты» Р. Плутчика и др. В нее введены вопросы, касающиеся не только враждебности и агрессии как таковой (физической, вербальной, предметной, но и качеств, повышающих вероятность ее проявления – авторитарности, импульсивности, гиперактивности, подозрительности и бесстрашия.

Изучение музыкальных предпочтений проводилось по нашей авторской классификации жанров, представляющей собой «компромисс» между подходами академического музыковедения и «газетной» музыкальной социологии.

В исследовании приняли участие 191 мужчина и 45 женщин. Между этими подвыборками путем применения Т-критерия Стьюдента обнаружены значимые отличия по ряду показателей. Так, женщинам больше, чем мужчинам, нравится классическая музыка и опера, все виды популярной эстрадной музыки и детская музыка; мужчинам же больше нравится рок-музыка, электронная и специальная «военная» музыка. Также у мужчин выявлен более высокий уровень по всем субшкалам опросника агрессивности; наибольшая разница – по субшкале физической агрессии. В связи с этим мы проводили статистический анализ как на смешанной выборке, так и отдельно на мужской; на женской подвыборке расчеты не проводились ввиду недостаточности ее объема.

Позитивное отношение к «тяжелому року» оказалось значимо связано с общим уровнем агрессивности. Однако эта связь оказалась гендерно опосредованной, т.к. в подвыборке женщин уровень агрессивности, равно как и уровень предпочтения «тяжелого рока», значимо ниже, чем в подвыборке мужчин. Отдельно в мужской части выборки значимая связь с уровнем агрессивности сохраняется только у относительного показателя предпочтения «тяжелого рока» (в сравнении с отношением к другим жанрам).

Отрицательные связи с уровнем агрессивности выявлены у показателей позитивного отношения к старинной и классической музыке, включая оперу, инструментальную классику и классику в современных обработках, к поп-музыке, инструментальным эстрадным композициям, авторской («бардовской») песне, народной музыке зарубежных стран, церковной и детской музыке. В целом «меломания», т.е. выбор большого количества жанров в качестве предпочитаемых, явно связывается с уровнем агрессивностью обратной зависимостью. В отдельно взятой мужской подвыборке сохраняются указанные связи, кроме следующих: связь с предпочтением детской музыки совсем перестает быть значимой, а с предпочтением авторской песни – сохраняет лишь значимость на уровне тенденции (10% вероятности случайного распределения данных). Не выявлено какой-либо связи с уровнем агрессивности таких показателей, как предпочтение «авангардной» академической музыки, джаза, электронной музыки, народной музыки своей страны, а также специальной «военной» музыки (последнее опровергает представление о «воспитании воинственности» средствами «военной» музыки либо о пристрастии к ней как признаке воинских наклонностей).

Связи музыкальных предпочтений с качествами «психолого-управленческого потенциала» носят фрагментарный характер в смешанной выборке, однако они выражены сильнее (в отличие от связей с уровнем агрессивности) в мужской подвыборке. Очевидно, это обусловлено тем, что по показателям «психолого-управленческого потенциала» между мужчинами и женщинами значимые различия отсутствуют, тогда как по музыкальным предпочтениям они имеются. Значимую положительную связь с общим баллом управленческого потенциала обнаруживают показатели пристрастия к опере и к авторской песне, а положительную связь на уровне тенденции – предпочтение рок-н-ролла и отечественной рок-музыки (но не «тяжелого рока»). Данные факты можно объяснить, с одной стороны, стремлением к своего рода «элитарности», интеллектуальности, с другой – повышенным «психо-энергетическим» потенциалом людей, обладающих выраженными управленческими склонностями; такое объяснение исчерпывающим не является, но мы и не стремимся сейчас таковое дать. Связи указанных музыкальных предпочтений с суммой «психолого-управленческого потенциала» складываются по-разному. Так, предпочтение оперы значимо положительно коррелирует с большинством показателей управленческого потенциала (исключая коммуникативную направленность, эмоциональную стабильность и социальную ответственность), особенно высока значимость связей с мотивацией лидерства, организаторскими склонностями и независимостью (самостоятельностью); предпочтение авторской песни положительно связано с показателями «интеллектуальная эффективность», «толерантность» и «понимание–сопереживание»; предпочтение рок-музыки имеет значимую положительную связь с независимостью (самостоятельностью) и коммуникативной направленностью (и действительно, рок-музыка, в основном «классический» рок-н-ролл, для многих ассоциируется с общительностью и свободолюбием), а «русского рока» – еще и с интеллектуальной эффективностью (что неудивительно, т.к. это музыкальное направление сближается с авторской песней высокой содержательностью и интеллектуальностью многих песенных текстов). Также имеется связь предпочтения зарубежной народной музыки с показателем «понимание–сопереживание» и на уровне тенденции – с «толерантностью»; с учетом отрицательной связи с уровнем агрессивности это может дать повод рассуждать об интересе к фольклору других народов как признаку межэтнической толерантности, но достаточных оснований к тому пока не имеется.

Что касается связей «психолого-управленческого потенциала» с субшкалами опросника агрессивности, то они в подавляющем большинстве оказались значимо отрицательными. Правда, отсутствует связь мотивации лидерства и достижения с субшкалами физической агрессии, бесстрашия-бесчувствия и гиперактивности (для двух последних ожидалась даже положительная связь с данным показателем). У компонента «Коммуникативная направленность» также нет связи с указанными субшкалами и с субшкалой предметной агрессии. Меньше связей с агрессивностью также у компонента «Независимость и самостоятельность». Наибольшие по значению отрицательные связи с субшкалами агрессивности обнаруживает компонент «Понимание и сопереживание», что вполне закономерно. Полученные результаты заставляют даже задуматься – не получают ли при таком подходе к оценке психологических качеств не совсем оправданное преимущество чересчур «мирные» управленцы. Однако также заставляют вспомнить давно известное суждение о том, что надобность в жестком давлении и насилии возникает там, где не хватает взаимопонимания и качественной организации дела.



В целом проведенное исследование позволяет заключить, что изучение предпочтений музыки, как и других видов искусств, может помогать психологу косвенным образом подкреплять свои заключения при оценке личностных качеств руководящих работников, не заменяя, разумеется, проверенных методик профессиональной психологической диагностики.
страница 1
скачать файл


Смотрите также: