moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1 страница 2 ... страница 15 страница 16



В.Л. Теуш

КРАТКИЙ ОЧЕРК ВНУТРЕННЕЙ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА




Предисловие (И.И. Зильберберг)

Том первый. ДО ХРИСТА

Введение. Миссия еврейского народа
         1. О духовном познании
         2. Ритмическое начало в эволюции космоса
         3. Эволюция, направленная сверху вниз
         4. Поворот эволюции. Христос. Миссия еврейского народа
     I. Раннее детство
    II. Сефер Берешит  (Космогония Моисея)
   III. Моисей и Тора. Посвящение Израиля
  IV. Первые цари и пророки
         1. Царь Давид
         2. Соломон. Древние царства
         3. Первые пророки
   V. Пророки-писатели
         1. Обличения и угрозы
         2. О великом будущем еврейского народа
  VI. Еврейский народ - символическая жена Иеговы
         1. Идолопоклонство как блуд и кара за него
         2. Слова прощения, любви и утешения
 VII. Христианские и эсхатологические пророчества
VIII. Вавилонское пленение
         1. Изгнание
         2. Возвращение
         3. Значение Вавилонского пленения
  IX. Великий инициатор послевавилонской эпохи - Эзра
   X. От Вавилона до Рима
  XI. Перед пришествием Христа
 XII. Сошествие Христа на Землю
        Жизнь Иисуса Назорея до крещения
        Сущность христианского учения


Предисловие
Авторы нередко снабжают свои книги, в дополнение к основному тексту, предисловиями/послесловиями пояснительного или информационного характера. Иногда - по большей части в посмертных изданиях - к книгам пишутся специальные предисловия или послесловия, представляющие читателю автора и его труд. Так было и с данной книгой. Когда она была опубликована в 1998 году, к столетнему юбилею автора, но через четверть века после его смерти, за авторским текстом следовали два других: в одном говорилось об авторе, в другом - о его книге.

Однако в данном, электронном, издании книги последний текст был изъят, а вместо него появились новые предисловие и послесловие. Претерпела книга и ряд других изменений, включая своё название (её прежнее название - "О духовной истории еврейского народа"). Чем же все эти изменения были вызваны и кто и на каком основании внёс их? Как их инициатор я чувствую себя обязанным ответить на эти вопросы. Но в предисловии я ограничусь лишь теми пояснениями, которые могут быть полезны читателю перед чтением книги, оставив остальные на послесловие, когда у читателя уже будут собственные суждения и оценки прочитанного.

Как и В.Л. Теуш теперь, я являюсь одним из авторов, чьи работы размещены на данном сайте ("Библиотека духовной науки"). Но главным здесь является не наше электронное соседство, а наша необыкновенная десятилетняя дружба, во время которой и писалась помещаемая здесь книга. Более того, я был не только первым её читателем - я был её единственным слушателем, ибо она рождалась, прежде всего, не на бумаге, а в процессе живых бесед, разговоров, обсуждений. И вот эта-то форма доверительной беседы перешла в книгу и стала её органичной тканью - как естественная форма общения с читателем, а не как намеренно выбранный "литературный приём".

Эта форма задушевного разговора, когда другому - в данном случае, совершенно незнакомому читателю, - открывают, как другу, душу, делятся с ним самым сокровенным, - а именно так написана эта необычная книга - делает её не отвлечённо-научной, что можно ожидать от исторического исследования, а эмоционально-личной. Но чтобы это личное не осталось для читателя лишь мёртвой формой, а ожило в его душе, я решил предоставить ему, в доступных мне пределах, возможность познакомиться с личностью автора, как-то ощутить его живое присутствие. Читатель может сделать это, не отходя от компьютера: о В.Л. Теуше, а также о некоторых трудностях, связанных с публикацией его работы, говорится на страницах моей книги "Необходимый разговор с Солженицыным" (судьбы этих людей оказались повязаны непростыми нитями нашего времени). Вместе с тем, такие знакомство и присутствие ни в коем случае не должны стать для читателя эмоциональной нагрузкой, мешающей ему объективно воспринимать и оценивать написанное. И если он чувствует, что они могут помешать ему, то лучше не допустить их вовсе или же, по крайней мере, отложить до полного прочтения книги.

Настоящее издание книги появляется в библиотеке, которая относится к категории тематических, "специализированных". Но поскольку она открыта, как и должно быть, для самой широкой читательской аудитории, книга может попасть в руки, то бишь на компьютерный экран, читателю, не знакомому с данной тематикой. Вот такому читателю мне и хотелось бы сказать ещё несколько пояснительных слов.

Слово "духовный" ("внутренний"), которым Теуш пользуется в своей книге, является ключевым для её понимания. Хотя слово это имеет широкое хождение, его общеупотребительный смысл размыт, абстрактен, эфемерен. Этого обычно не замечают, и употребляя его, подразумевают под ним каждый что-то своё, но не конкретизируют это даже для самих себя. Приведу один характерный пример из личного опыта (я мог бы привести и другие).

Мне как-то довелось участвовать в проходившем в одном английском университете симпозиуме под названием "Духовные ценности в образовании". Участниками были не только профессиональные педагоги - практики и теоретики, учителя и профессора, но и деятели культуры, а также священники и теологи. Слово "духовный", как можно себе представить, многократно фигурировало в каждом выступлении. И вот на одной из сессий я решил задать участникам простой и очевидный вопрос - как оказалось, на засыпку: "Мы всё время употребляем прилагательное "духовный". Но ведь это слово производное - от существительного "дух". А что такое дух?" Наступило молчание - неловкое, потому что никакого ответа не последовало. Ну, англичане мастера выходить из неловких положений, и мой вопрос был благополучно обойдён и забыт на оставшееся время симпозиума. Лишь после него я вдруг получил письмо от одной участницы, которая хотела обсудить со мной этот волновавший её вопрос (на симпозиуме она не решилась сделать это даже приватно). Мы жили недалеко друг от друга, и я предложил встретиться. Но до встречи и до выяснения вопроса о духе так и не дошло - после непродолжительного письменного контакта она исчезла так же неожиданно, как и появилась.

Теуш употребляет слово "духовный" в смысле духовной науки Рудольфа Штайнера, антропософии, некоторые положения которой послужили основой для его работы. Это слово наполнено для него, как и для любого антропософа, конкретным и реальным содержанием, без которого его книга лишается смысла. Поэтому в ней он говорит и о Штайнере, и о его духовной науке, и о духе. Но Теуш был ограничен рамками и тематикой своего основного повествования, и его кратких сведений об антропософии, боюсь, может оказаться недостаточно для неподготовленного читателя. Правда, сделать его полностью "подготовленным" может лишь длительное углублённое изучение, приводящее к необходимым знаниям и пониманию. Такого, разумеется, нельзя требовать от не знакомого с антропософией читателя, который открыл книгу Теуша с совершенно другой целью. Ему можно лишь дать совет: прежде чем приниматься за её чтение, постараться получить больше сведений об антропософии и её основателе и из других доступных ему источников. Рискуя оказаться нескромным, я могу указать на один легко доступный источник - на свою статью "Рудольф Штайнер - жизнь, учение, деятельность".

Ознакомившись с антропософским миропониманием, читатель сможет понять то новое и главное, что Теуш говорит в своей книге и ради чего, собственно, и стоит её читать. Не предвосхищая читательского прочтения книги, а тем более её оценок, и, конечно же, не навязывая своих, я лишь укажу, в самых общих чертах, на те основные положения, которые составляют фундамент книги. Теуш, прежде всего, рассматривает историю еврейского народа с внутренней, духовной точки зрения, где внешние события являются лишь выражением и проявлением недоступного для обычного восприятия духовного процесса развития. Далее, он рассматривает эти отдельные события и явления не сами по себе, а в контексте этого всеобъемлющего эволюционного процесса, начавшегося в далёком прошлом, продолжающегося сегодня и устремляющегося в отдалённое будущее. И, наконец, оценки, которые он даёт событиям и явлениям, не основаны на эмоциях или идеологии, но вытекают из его понимания духовно-исторической судьбы еврейского народа.

А сама эта судьба, озабоченность ею, явилась для Теуша побудительным мотивом к написанию книги и составляет её основное содержание и смысл. Если читатель не увидит этого, он может не найти в книге ничего, кроме некоторых известных и бесспорных фактов и субъективных и спорных оценок. Они тоже, разумеется, могут послужить пищей для размышлений, но только не в том направлении, в каком ведёт своё повествование автор.

Вот этим мне хотелось предварить путешествие читателя в неизведанную и таинственную страну, чем всегда является новая книга. Надеюсь, он благополучно завершит его, обогащённый новыми впечатлениями и плодами собственных раздумий. Тогда мы и встретимся с ним ещё раз. Мне остаётся лишь поблагодарить организаторов сайта "Библиотека духовной науки" за размещение в ней книги В.Л. Теуша и за предоставленную мне возможность снабдить её необходимыми пояснениями - за возможность выполнить свой долг и перед автором, и перед читателями.

Илья Зильберберг

Том первый
ДО ХРИСТА

Введение


Миссия еврейского народа


 

Ты избрал нас из всех народов,


Ты возлюбил и приблизил нас.
Ты возвысил нас над всеми племенами
И освятил нас своими заповедями.
Ты привлек нас, Владыка, к служению Тебе
          И именем Твоим
          Святым и Великим
          Ты нас назвал.

                                   Еврейская молитва

"Еврейский вопрос есть вопрос христианский".

"Проходя через всю историю человечества с самого ее начала и до наших дней (чего нельзя сказать ни об одной другой нации), еврейство представляет собой как бы ось всемирной истории".

                                  Владимир Соловьев


1. О духовном познании
Внешняя история еврейского народа началась около 4000 лет тому назад.

Внутренняя же (духовная) история его началась гораздо раньше - за десятки или сотни тысяч лет до его исторического возникновения как нации.

Сразу же возникает вопрос: из каких источников можно добывать сведения о ранних, доисторических эпохах существования еврейского народа?

И ещё один вопрос: откуда можно вообще черпать сведения о внутренних, духовных событиях в жизни этого народа, именно о тех событиях, которые, собственно, определили его миссию и судьбу во все времена?

Такие вопросы относятся, вообще говоря, к истории всех народов.

Ведь только для последних 3-4 тысяч лет мы располагаем некоторой исторической материальной документацией, как правило, тенденциозной (особенно - пресловутые древние надписи всяческих царей), при помощи которой можно ещё проследить события внешней истории, а внутренней - очень редко.

Наше гордое земное человечество, имеющее за плечами миллионы лет бытия, но знающее свое прошлое всего за несколько тысяч лет, и то с грехом пополам, - это было бы воистину малопочтенное безродное племя, если бы положение было на самом деле таково. Но дело обстоит не так.

В отличие от материалистического мировоззрения, Духовная Наука, или Антропософия, развившаяся в Европе в XX столетии, благодаря новым христианским откровениям Рудольфа Штейнера, выяснила, что материя есть только подчинённая часть нашего космоса, духовного по существу и по действующим в нем силам, в том числе историческим. Таким образом, история нашего космоса есть прежде всего история Духовного Мира, и познание её относится к Духовной Науке.

Духовный мир вообще состоит из многочисленных царств как материальной, так и нематериальной природы, в том числе из смертных живых земных существ (людей, животных, растений), а также из многочисленных нематериальных, т.е. бестелесных и физически невидимых существ, начиная от некоторых существ рангом ниже человека и кончая высокими Божественно-Духовными иерархиями, включая Богов старых времён (например, греческих), Господина мира - Христа, а также ряд других существ, например, противодействующих человеку (Ариман, Азуры и др.).

Все события не только земного, человеческого, но и всего космического прошлого, оставляют в духовном мире свои нематериальные следы, как бы отпечатки, в виде образов, которые могут быть расшифрованы и прочтены людьми, обладающими специальными духовными органами, способностями и подготовкой. Эта невидимая духовная запись прошлого называется восточным термином "Хроника Акаши". Это - непреходящая, вечная летопись вселенной, Земли и человечества.

"Читать" эту хронику могут только ясновидящие и посвященные.

Ясновидящий - это человек, имеющий на самом деле внутренние, хотя физически и невидимые, духовные органы, при помощи которых он воспринимает в духовном мире явления, не воспринимаемые физическими органами чувств, т.е. сверхчувственные явления. Он "видит" и "слышит" эти явления, что соответствует "ясновидению" и "яснослышанию".

Посвященные - это люди более высокого ранга, чем простые ясновидящие. Они не только воспринимают явления сверхчувственного мира, они ориентируются в них, видят и познают их связи и законы, например, - читают Хронику Акаши. Они относятся к простым ясновидящим , как образованные наблюдатели и исследователи физически-чувственного мира относятся к простым бездумным созерцателям этого мира, например, к детям, которые способны усваивать только то, что физически воспринимается глазами.

Ясновидящие же вообще относятся к нам, обычным людям, не обладающим их даром, приблизительно так, как относятся нормальные люди, обладающие цветным зрением, к людям, не воспринимающим цветов, а видящим только контуры или черно-белые изображения вещей, т.е. крайним дальтоникам. Действительно, ясновидящим открывается сияющая внутренними красками картина окружающего духовного мира и духовных существ, скрытых за физическими существами и явлениями. Они, например, могут видеть вокруг человека его световую многокрасочную ауру (свет, свечение), которую старинные художники-иконописцы изображали условно в виде светлого кружка вокруг головы святого. Слово "аура" древнеперсидского и древнееврейского ("ор") происхождения. Цвета и яркость ауры каждого человека точно отражают в сверхчувственном мире его духовный облик.

По-видимому, М.Ю. Лермонтов обладал даром ясновидения в форме прозрения будущего (см. его юношеское стихотворение, условно названное "Предсказание", и стихотворение "Сон", в котором подробно предсказана его смерть), а также даром яснослышания, что видно из его стихотворения "Есть речи...". Подобными способностями обладали еще некоторые русские писатели прошлого. Другой славный русский писатель нашей эпохи, М.М. Пришвин, в автобиографическом романе "Кащеева цепь" рассказывает о внезапно появившейся у его героя Алпатова (т.е. у самого Пришвина) способности ясновидения после года одиночного заключения (Пришвин сидел в тюрьме в 1897-1899 гг.), очевидно, в результате перенесенных в тюрьме страданий. Советский цензор, пропустивший этот "еретический" текст в печать, либо ничего не понял в нем, либо принял его за поэтическую выдумку. Исторически известен шведский учёный Э. Сведенборг (1688-1772 гг.), обладавший большой силой дальновидения.

Но помимо этих отдельных случаев непосредственного ясновидения, люди в наше время могут широко созерцать духовный мир, например, в его наиболее доступной теперь форме - в форме искусства и для многих особенно отчётливо - в виде музыки.

В самом деле, искусство - это одна из областей духовного мира, или, точнее, - одна специфическая область деятельности человека в духовном мире, резко отграниченная от других, как будто близких областей его деятельности, например, интеллектуальной (скажем, естественнонаучной). Специфичность искусства видна на многочисленных примерах весьма распространенной теперь духовной немощи особого вида, называемой "непониманием искусства", у людей, обладающих нормальным и даже большим умственным развитием, например, у крупных ученых, философов и даже у художественных критиков и искусствоведов. Особенно часто это явление ("непонимания") относится к музыкальным произведениям, наиболее отдалённым от интеллектуальности, от сюжетности и другой "зримости", за которую, как, например, в картинах и скульптурах, цепляется внимание зрителя-интеллектуала в стремлении найти в них хоть какое-нибудь рассудочно видимое "содержание", которое можно было бы, наконец, описать словами и "понять". Музыкальные же произведения нельзя даже по видимости пересказать в словах и логических понятиях.

Произведения искусства - это духовные существа, образующие некую область духовного мира. То обстоятельство, что они являются созданиями человека, не умаляет их реальности, а только указывает на высокую миссию человека. В форме таких великих памятников искусства, как книги еврейских пророков или музыкальные творения Баха, Шопена, Скрябина, Высокие существа обитают в духовной атмосфере вокруг нас, облагораживают ее и помогают нам. Памятники изобразительных и пластических искусств, как, например, афинский Парфенон, знаменитые картины "Тайная вечеря" Леонардо, "Сикстинская мадонна" Рафаэля и многие другие, существовали вначале в физических формах, которые уже погибли или погибают, но в качестве духовных существ они продолжают жить в сверхчувственном духовном мире, как бессмертные ангелы.



Посвященные, о которых я уже говорил, свободно общающиеся с духовным миром через собственную душу, видят с той или иной ясностью прошлое и будущее. К ним относятся, например, еврейские пророки, великие греческие духовные вожди и философы: Орфей, Пифагор, Гераклит, Платон, многие "святые отцы" христианской Церкви и другие духовные учители и вожди человечества, инспираторы духовных движений, как открытые, всем известные, так и скрытые. К ним, в известной мере, относится в близкую к нам эпоху великий Гете - всемирно известный как поэт и ученый, но мало кому известный как посвященный. Кстати, его творения, содержащие целые кладези высокой мудрости, открытой и сокрытой ("оккультной" - тайной), остаются в основном нерасшифрованными для широких кругов читателей.

В наше время новым обстоятельством является то, что сведения, полученные посвященными оккультными способами из духовного мира, например, из чтения Хроники Акаши, могут быть сообщаемы простым людям, неясновидящим, поняты и усвоены ими к великой пользе для себя и человечества. Это стало впервые возможным благодаря развитию в нашу эпоху естественнонаучного логического мышления и привело к созданию в XX веке так называемой Духовной Науки, не существовавшей раньше. (До нашего времени считалось общепризнанной истиной, что сами понятия духовности и научности несовместимы). Изложенные здесь духовно-исторические сведения о нашем народе основаны главным образом на данных Духовной Науки.

Судьба еврейского народа связана с самыми глубокими процессами эволюции Земли и человечества. Выше приведены слова замечательного русского мудреца Владимира Соловьева о еврействе как "оси всемирной истории".

Отсюда ясно, что даже самый краткий, хотя бы схематический, обзор истории еврейского народа невозможен без хотя бы столь же краткого очерка эволюции Земли и человечества. И, наоборот, без истории евреев невозможно понять до конца историю человечества.

Эта книга, основанная на духовно-научном мировоззрении, может представить значительные трудности для очень многих читателей, не знакомых с основами духовной науки. Настоящая же, вводная, глава может оказаться недостаточно доступной для освоения нужных сведений из этой науки.

Поэтому для некоторых читателей может оказаться целесообразным ограничиться вначале лишь предварительным, беглым знакомством с вводной главой. В некоторых же случаях даже целесообразнее начать первое чтение со второго тома, включающего современную, более знакомую, эпоху и меньше сведений по древней истории.


2. Ритмическое начало в эволюции космоса
Эволюция нашего космоса происходит не в виде однородного сплошного и непрерывного движения, а в виде ритмических импульсов, периодов, эпох и т.п. разной длительности - от миллионов лет (например, периоды жизни космических тел) до секунд (например, периоды дыхания и сокращений сердца животных и человека). При этом все мировые живые существа - от нашей планеты до мельчайших растений и животных - проходят свое развитие путем последовательного прогрессивного ряда перевоплощений. И нет ни одного существа, которое, однажды возникнув из ничего, прожило бы одну сплошную, непрерывную жизнь и однажды исчезло бы в ничто навсегда.

Возьмем дерево. Умирая, оно оставляет после себя семя, в котором оно сохраняется, но не в физическом, а в сверхчувственном виде, со всеми его бесчисленными листьями, сосудами и т.д. - так, что никаким физическим и естественнонаучным методом мы никогда его не обнаружим там. Только ясновидящий может видеть в семени как бы свечение живого дерева. Затем из семени снова физически воскресает дерево, подобное первому.

Примерно так же происходит периодизация жизни животного мира. При этом в процессе чередования жизни и смерти у животных и тем более у растений остается пребывающим, скажем, бессмертным, не индивидуум, т.е. не данный волк или дуб, а данный род или вид существа, например, волков или дубов, обладающий некоей родовой или видовой - вообще групповой душой, или групповым "Я", куда уходит духовный субстрат каждой особи после ее физической смерти. В родовой душе как бы хранятся форма и все особенности данного вида живых особей, и оттуда они "поступают" для воспроизведения этих особей. Именно родовая, видовая душа является носительницей всех способностей данного вида к развитию, приспособлению, борьбе за существование, метаморфозе, носительницей инстинктов, которые каждая особь получает готовыми при рождении. Происхождение, гибель или метаморфоза вида, вся его судьба - это предопределяется в духовной сфере видовых душ.

Отдельное животное может также претендовать на признание за ним индивидуальности, не зависимой от групповой души, как отдельный палец человека - на существование, не зависимое от всего тела человека.

Весьма интересны наблюдения над сложными функциями групповой души животных, особенно у так называемых "общественных" насекомых - пчел, муравьев, термитов. Сложные постройки, которые возводят эти мелкие "безмозглые" существа, и сложный социальный порядок, который они организуют и поддерживают в своих сообществах, свидетельствуют о высокой мудрости их групповых душ, весьма древних по возрасту. Реальность же групповой души этих насекомых (которой всё еще не перестают по-детски удивляться ученые биологи) убедительно видна из того, что и физиологические функции отдельного насекомого (питание, размножение и т.д.) непосредственно связаны с функциями всего сообщества как единого организма. И, наконец, одиночное, изолированное насекомое быстро погибает.

Представление о групповых душах, или групповых "Я", необходимо иметь для понимания эволюции человеческого рода, состоявшего в древнейшие эпохи также из отдельных родов с групповыми душами, которые лишь постепенно разбивались на индивидуальные души ("Я").

Теперь у человека вообще биологические, видовые закономерности играют незначительную (относительно) роль, и не они определяют его судьбу. Вспомним, что человек рождается беспомощным, не вооруженным инстинктами как опорой существования, и лишь затем, в течение многих лет, он выращивается семьёй и обществом сознательно в полноценную личность. Человек имеет свою собственную индивидуальную бессмертную душу, точнее - внутреннее духовное ядро души - свое индивидуальное "Я". В этом отношении каждый отдельный человек эквивалентен целому роду или виду животных и растений.

Человеческое "Я" как центральное, внутреннее, интимное духовное существо человека как бы облечено в три оболочки или "тела", именуемые в духовной науке так:

1. Астральное тело - упрощенно говоря, "душа" человека. Это та часть человеческого существа, которая содержит в себе чувства (приятные и неприятные) и желания. Астральное тело имеют и животные.

2. Эфирное или жизненное тело, где сосредоточены биологические, так сказать, растительные силы человеческого организма, - носитель его жизненных сил. Эфирным телом обладают и растения.

3. Физическое тело, присущее всем царствам природы.

Когда человек умирает, его "Я" сбрасывает (не мгновенно!) все три оболочки: физическое тело полностью растворяется в окружающем физическом мире на наших глазах, эфирное же и астральное тела не полностью растворяются в соответствующих космических духовных субстанциях, а сохраняют некоторые экстракты как итоги данной земной жизни человека, которые он берёт с собой в следующее воплощение.

Что касается "Я", то оно, как бессмертное семя человека, уходит после его смерти в высочайшие духовные миры, где при помощи божественно-духовных руководителей как бы подводит итоги предыдущей жизни и готовится, набирается сил, получает задачи для следующей жизни и затем постепенно снова опускается на Землю и снова физически рождается в трех оболочках.

Отсюда, между прочим, с необходимостью следует весьма важный вывод:

Человек наследует от родителей и народа свое физическое тело и частично основы всех своих оболочек, но не свое "Я", не свою индивидуальность, т.е. не свое духовное ядро, включающее его миссию и судьбу, носителем которых и является его собственное, древнерожденное "Я".

В разных воплощениях один и тот же человек рождается, вообще говоря, в разных народах и расах и разного пола. Отсюда прямо следует бессмысленность расизма, расового чванства и ненависти.

Таким образом, развитие каждой человеческой индивидуальности идёт не в виде непрерывного, однородного движения, подобно движению (механическому) тела в пространстве, а в отчетливом ритме, через периодические короткие воплощения и длинные развоплощения (промежутки жизни между смертью и новым рождением зависят от состояния индивидуальности; они могут быть порядка тысячи лет, больше и меньше).

На эти большие периоды ("длинноволновые колебания") человеческой жизни накладываются подобные им малые ("коротковолновые колебания"): суточные чередования сна и бодрствования.

В самом деле, сон подобен смерти. На время сна "Я" человека и его астральное тело покидают физическое и эфирное тела и удаляются в высокие духовные космические сферы (аналогично тому, как это делает "Я" после смерти), и оттуда они черпают те силы, которые, как мы видим, освежают человека во время сна.

Через длинный ряд перевоплощений каждый человек развивается к некоторому предельному высокому божественно-духовному состоянию. Есть люди, закончившие уже, так сказать, "полный курс" перевоплощений. Таков Будда, последнее воплощение которого, известное всем под именем Гаутамы Будды, сына царя Суддходаны, имело место около 600 лет до Христа, после чего он перешел в духовный мир, где продолжает невидимо помогать человечеству и где продолжает развиваться.

Возьмем теперь эволюцию нашей планеты в целом. Она (вместе со всей солнечной системой) также проходит через последовательный ряд перевоплощений и изменений, на которых мы здесь не будем останавливаться. В начале каждого нового воплощения планета как бы в сокращенном виде повторяет в новых условиях пройденные, "отработанные" ею ранее формы и состояния, аналогично тому, как, согласно биогенетическому закону Геккеля, каждая биологическая особь в начальном, утробном периоде развития повторяет в сокращенном виде формы, через которые прошли ее отдаленные предки.
3. Эволюция, направленная сверху вниз
В первые эпохи Земли, когда она проходила как бы краткое повторение предыдущих планетных воплощений, и она и человек были еще так тонки, что были бы недоступны восприятию органами чувств современного человека. Только в дальнейшем появились более плотные состояния вещества.

При этом человек появился не в конце и не в результате эволюции материи, а в самом начале эволюции космоса. Он был создан высочайшими божественно-духовными существами из самих себя и именно как существо целиком духовное (но не сознательное!). Это первоначальное пребывание человека как духовного существа в лоне божественно-духовного мира - изображает наша Библия символически в виде первобытной жизни Адама и Евы в "Раю".

Именно к этой стадии эволюции относится первая глава Библии (книги "Бытия"), содержащая повествование о сотворении мира и представляющая собой подлинную картину событий тех времен, но изложенную не в естественнонаучном стиле, которого в библейские времена не существовало, а в образной и символической форме, которую хорошо понимали посвященные читатели или слушатели три тысячи лет тому назад, когда это писалось.

Кстати, примерно в то же время и в том же духе сообщалось о тех же событиях в мироздании и посвященными других древних народов и культур - персидской, вавилонской, греческой и др.

Следующее важнейшее событие, решающее для всего направления эволюции человека, происшедшее перед самым включением в человека его "Я", описано в Библии как "изгнание из рая", а по христианской терминологии - "грехопадение" или "первородный грех". Оно заключается в следующем:

Вначале человек, как духовное существо, пребывающее в духовном мире, воспринимал другие духовные существа вокруг себя. Но у него не было своего внутреннего мира, строго отделённого от внешнего. У него не было собственного мышления и органа мышления; он мог только воспринимать притекающие извне мысли богов. Не было свободы, а следовательно, и нравственности, не было зла и греха, а следовательно, и добра. Эту фазу развития, вероятно, проходят в настоящее время наши дети в начальном возрасте или, может быть, даже в утробном состоянии. Человек представлял собой пассивное, несвободное, хотя и духовное существо, полностью руководимое божественными силами и существами.

Между тем человеку, в соответствии с предназначением человеческого рода, предстояло спуститься в материальность, т.е. уплотниться и, в частности, выработать у себя физический орган мышления - мозг. Человек начинает освобождаться от групповой души, группового "Я", и становится индивидуальностью.

И человеку, каждому отдельному человеку, предстояло постепенно усвоить способность познания, в частности познания добра и зла, т.е. нравственности, познания окружающего мира, материального и духовного, и таким образом - начать выходить из того младенческого, "райского" состояния в недрах духовного мира, в котором он состоял изначала под руководством полностью опекавших его божественно-духовных существ, и постепенно обретать личную свободу.

Таков великий закон о связи познания и свободы, записанный словами Христа в Евангелии:

"И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоанн, 8:32).

До вчленения в человека его "Я" (так что последнее оказалось, так сказать, перед свершившимся фактом) человеку было привито изначальное, неодолимое влечение к материальности, прочь от духовности, и одновременно тяга к познанию, к свободе со всеми связанными с этим противоречиями. И с самого начала человеческое "Я" должно было развиваться уже только через погружение в материальность. С тех пор направление развития человека стало поддерживаться не исключительно внешними, принудительными духовными силами, как это имеет место у животных и растений, а во все большей степени его внутренними влечениями, страстью. Закончилась чисто божественная история человеческого рода и Земли и началась история людей. Это великое событие, заключавшееся в том, что человек был соблазнен раз навсегда на путь познания, свободы и материализации, и описано в Библии в виде "искушения" Евы и Адама плодом от "древа познания" добра и зла, их соблазна и изгнания из рая. Библейский "хитроумный змий", соблазнивший Еву и Адама вкусить "запретный" плод познания, есть как бы особое духовное существо, сопровождающее с тех пор род человеческий как источник свободы, индивидуального сознания, познания и творчества, например, художественного, и в то же время - уклонения от духовных, чистых устремлений в сторону сугубо личных, человеческих, как бы противопоставления себя богам. В современной духовной науке его называют Люцифером. Позднее к человеку было "приставлено" ещё одно существо, которое еще теснее привязало его к материальности, телесному эгоизму и наслаждению, - это Ариман, или Мефистофель. Его задачей было заслонить, всё больше закрыть от человеческого духовного взора и сознания его колыбель - духовный мир, и развивать материалистический, бездуховный строй человеческого сознания. Это было закономерное направление человеческой эволюции.

Ариман "добросовестно" довел часть человечества до страшного суеверия - полного отрицания существования духовного мира. Однако, без Люцифера и Аримана люди оставались бы "бесплотными духами", и миссия человечества не была бы выполнена.

Но человечеству, при его отправлении в длинную дорогу эволюции, в темные низины материальности, прочь от духа, была дана миссия, являющаяся смыслом существования человеческого рода: познав внешний мир и достигнув духовной свободы, вернуться затем в духовный мир, вверх, на свою прародину в высоком божественном ранге. При этом человечеству была вручена особая постоянная связь с духовной родиной, некая Ариаднина нить, которая могла бы всегда поддерживать его общение с духовным миром для сохранения его внутренней ориентации. Это - искусство, дочь небес, связь духа и материи, божественная способность творить духовное, выявлять духовное через внешнюю форму, а это значит - творить красоту. Таково высокое назначение искусства.

Итак, в течение прошлой космической эволюции человек вместе со всем мирозданием неизменно спускался вниз, в материальность, в "грех", влекомый туда засевшей в его душе неодолимой силой, "соблазном". Но с некоторых пор ему дано знать об этом и, следовательно, совершать это движение всё более свободно, с участием своего "Я", на благо человеческого рода.

"Бешеное" развитие в нашу эпоху естественных наук, в частности физики, показывает, что внедрение человека в материальный мир необычайно ускорилось и углубилось. Человек уже "пролез" между элементарными частицами - электронами, фотонами, квантами, вирусами и т.д., как будто до самого "дна" микромира материи.

Ясновидение древнего типа осталось, в виде пережитка, уделом лишь очень немногих людей, преимущественно (но не исключительно!) мало продвинутых интеллектуально.

Зато ценой закрытия духовного мира, вплоть до временного торжества материалистического мировоззрения (т.е. полного отрицания духовности), человек получил личность, внутреннюю свободу, логическое, научное мышление, развитие "Я". И в будущем ему предстоит снова завоевание ясновидения, но уже сознательного. Это не пустая фантазия. Это будущее уже началось, и первые его посвященные уже прошли перед глазами европейского учёного человечества во плоти и крови в XX веке.
Картина постепенного нисхождения человека из духовного мира "вниз", в материю, несомненно покажется многим странной. Ведь почти все умы завоевало простейшее до банальности представление о том, что раньше был "первобытный", примитивный мир, в том числе примитивный человек, потом всё усовершенствовалось само собой вплоть до современной культуры. А в самые "первые" времена были одни блуждающие одиночки-молекулы, которые, сталкиваясь и соединяясь друг с другом по законам теории вероятностей (неизвестно зачем), случайно (!) скомбинировали и нашу природу, и человека, и мышление, всё выше и выше...

Я не буду опровергать здесь это мировоззрение. Ни одно мировоззрение невозможно опровергнуть, ибо оно признаёт только основные предпосылки и аксиомы, провозглашенные им самим.

Это мировоззрение приписывает возникновение человеческих качеств, в том числе и духовных сокровищ, одному фактору - наследственности. Но тогда выходит, что высокие культурные качества (интеллект, мышление и т.д.) должны были принадлежать далеким первобытным предкам человека и от него унаследованы современным человечеством!

Такой взгляд может быть реален в применении к животным и полезен в деле разведения их и привития им определенных качеств, но неприменим к людям, у которых, правда, тоже передаются по наследству всяческие физические и даже душевные (психические) способности, но не их центральное духовное ядро - индивидуальность, бессмертное "Я", носитель главных духовных характеристик человека, а также его личной судьбы ("кармы"), действующих и развивающихся от воплощения к воплощению. Так, например, великий Пушкин явно не унаследовал своей художественной гениальности от своих весьма заурядных родителей.

Но механистическое мировоззрение смешивает уровень материальной и умственной культуры, науки и техники, который действительно неизменно возрастал в течение многих тысячелетий, с уровнем духовного состояния и зрения человека, который столь же неизменно понижался. Вот факты. Возьмем главную (наряду с религией) духовную сферу нашего времени - искусство. Несмотря на грандиозный уровень науки и техники нашего электронного времени и на "первобытный" уровень техники три тысячи лет тому назад, когда еще и путного колеса не умели сделать, художественное наследие того времени - еврейская Библия, греческие поэмы, статуи, драмы, индийский эпос (авторы которых не все знали современную арифметику!) - относится по своему художественному уровню к искусству нашего времени, как наши космические корабли к египетским колесницам.

Но незачем углубляться в такое далекое прошлое. Возьмем гениального композитора недавней эпохи, жившего еще в XIX веке, - Бетховена. В естественнонаучном отношении это был вполне "архаический" человек. Ему удалось в детстве получить только низшее образование, и о нем писали, что он "так и не одолел тайны умножения", т.е. не знал арифметики. То же самое мы можем узнать почти о всех великих и высоких художниках недавних веков. Зато именно в наше "передовое" время, а не в "примитивной" древности возникло так называемое "искусство" - джаз.


4. Поворот эволюции. Христос. Миссия еврейского народа
Итак, пройдена половина всего космического пути нашего развития.

Следующая половина эволюции должна состоять в обратном движении человека вверх, в духовный мир. Но не к прежнему бессознательному, безличному, "райскому" состоянию вернется человек в духовный мир. Он будет его воспринимать новыми духовными органами, которые выработаются у него, и, как говорят, "с ясным дневным сознанием", с каким он мыслит теперь и с каким он воспринимает теперь своими физическими глазами, ушами и мозгом окружающий материальный мир. Но человек не только будет воспринимать все высокие сферы духовного мира, он будет в них господствовать. Ибо человек, над развитием и ростом которого работают всё время все существа духовного мира, все его иерархии, как над своим идеалом, станет сам существом новой высокой божественно-духовной иерархии и принесет с собой в духовный "ангельский" мир новые силы - и одухотворенную и облагороженную материю, и человеческую страсть, теплоту и любовь.

Это властное внедрение человека своим трудом и собственной, человеческой волей в материю становится особенно ясным, исторически зримым для нас, начиная с древнеперсидской (доисторической) культурной эпохи (около 5000-3000 лет до Христа), представленной персами, мидянами, бактрийцами и другими, так называемыми арийскими, народами. Они были первые, настолько отделившиеся от изначального духовного мира, что ощущали уже окружающий их материальный мир и природу как поле, которое они должны вспахать и обработать своим, человеческим трудом, преобразовать своим трудом и разумом и снова одухотворить всю природу, которая деградировала вместе с человеком, и вернуть ее в лоно Божества.

Таким образом, именно в древнеперсидскую эпоху человечество отчетливо восприняло на будущие времена тот великий импульс трудового и научного овладения природой и преобразования ее и себя, под знаком которого развивается человеческая культура вплоть до нашего времени.

Духовным руководителем той эпохи был величайший из когда-либо работавших над человеческой эволюцией вождей Заратустра или Зороастр ("Золотая звезда"). Согласно древнегреческим источникам, он жил за 5000 лет до Троянской войны, т.е. более чем за 6000 лет дохристианской эры. Он известен официальной истории только как мифическое лицо, по преданиям, и не имеет ничего общего с человеком, который под этим именем известен истории и жил во времена персидского царя Дария (за 5 веков до Христа).

Людям, уже не обладавшим древним ясновидением, во время их великого пути погружения в материальный мир великий Зороастр дал новые надежды, новые духовные перспективы и открыл им путь возвращения с победой в духовный мир. Для этого он привел их к познанию высочайшего космического духовного существа, названного им Аура-Маздао, Большой Свет (впоследствии: Ормузд). Он указал, что настанет время, когда этот великий солнечный Дух спустится на Землю и соединится с ней, чтобы принять участие в человеческой эволюции и продолжать воздействовать на нее в будущем.

Так раскрыл Зороастр своим людям существование того, кто впоследствии должен был прийти на Землю под именем Христа.

Еще раньше древнеиндийские посвященные люди знали о Нем и называли Его Ви́шва-Ка́рман, позже - евреи назвали Машиах, а греки - Христос. Древние посвященные ощущали Его связь с солнцем - духовным и физическим. Они учили, что солнечный свет - это физическое облачение, проявление Христа.

Одновременно Зороастр указал людям на злую силу, заключенную в материи, - Аримана (Ангра-Майню). Ариман своим влиянием губительно действует на человеческую душевную жизнь, если последняя отдается его влиянию односторонне, т.е. без опоры на Ормузда.

Путь Ормузда - это восходящий путь одухотворения павшей природы. Если же человек предоставит природу самой себе, она одичает, что губительно отзовется на самом человеке. И это будет, согласно Зороастру, делом Аримана.

Мы не можем здесь подробнее останавливаться на сущности Аримана (он же Мефистофель). Но нужно знать, что без некоторого знакомства с сущностью Аримана, как и Люцифера, невозможно ничего понять в духовной эволюции человечества, ибо эти два существа как бы "формируют" все сюжеты человеческой истории, постоянно сопутствуя Христу.

Учение Зороастра впоследствии было записано в священной книге Авеста, оказавшей большое влияние и на формирование еврейской, а следовательно, и христианской религии и мировоззрения. В частности, в Талмуде встречаются имена Ормузда и Аримана. А древний еврейский храмовый библейский культ и выросший из него христианский церковный культ оба являются, собственно, детищами древнейшего ормуздианского культа.

Мало того, Зороастр явился как бы непосредственным основателем египетской и еврейской религий и духовной культуры, ибо он передал части своей собственной духовной индивидуальности основателям этих культур - Гермесу и Моисею, являющимся перевоплощениями двух учеников самого Зороастра.

Наконец, сам Зороастр впоследствии перевоплотился в еврейского младенца Иисуса из Назарета, который был предназначен для принятия в себя существа Христа.

Как видите, Зороастр - это одна из самых высоких человеческих индивидуальностей в истории. Его могучий импульс сопровождал человечество на протяжении следующих культурных эпох в течение около 6000 лет, когда происходила подготовка к пришествию Христа на Землю.

Итак, мы подошли к моменту исторического появления еврейского народа. Он возник в эпоху, следующую за древнеперсидской, - в эпоху египетско-халдейской мировой культуры, из недр которой вышли первые еврейские вожди, патриархи и учители, в том числе Моисей.


Предыдущий обзор, при всей его ужасающей краткости и схематичности, дает нам всё же теперь возможность сформулировать, хотя и очень односторонне и упрощенно, направление человеческой эволюции и значение в ней Христа.

Вы уже знаете, что по плану, предначертанному некими высочайшими божественными иерархиями, человечеству в начале эволюции Земли дан был импульс на нисхождение в материю, "вниз", в процессе которого человек должен был приобрести физическое тело, а также способность мышления, свободу и индивидуальность ("Я").

Завершив нисхождение, обогащенный человек должен, по тому же плану, вернуться в духовный мир и составить там новую божественную иерархию - человеческую. Тем самым наша планета выполнит свое предназначение.

Так вот, Христос есть то высокое божественно-духовное существо, которое должно было однажды дать всему человечеству "поворотный" импульс к движению вверх, в духовный мир, и затем вести его по этому пути до конца.

Момент для этого импульса был точно предопределен. И точность эта имеет вот какое значение. Вы видели, что на протяжении многих эпох и планетных состояний человек (вместе со всеми обитателями Земли и природой) непрерывно уплотнялся материально. Если бы этот процесс не был остановлен в определенный момент явлением Христа и направлен обратно, в сторону одухотворения, то человек продолжал бы уплотняться, вплоть до некоторого окаменения, мумификации, которое, по-видимому, было бы необратимым, духовно гибельным процессом.

Отсюда можно уже хотя бы смутно понять, почему Христа называют Спасителем.

Далее. Мы знаем, что человек удаляется от духовного мира под воздействием "змия" - Люцифера. Причем нисхождение человека вниз началось еще до появления у него "Я" (об этом было сказано выше) и проводилось как бы вынужденно, не свободно, по наклонной плоскости, при помощи привитых человеку указанными духовными существами влечений вниз. Восхождение же вверх должно было явиться делом свободной воли, свободного решения каждого человека в отдельности, делом его индивидуальности, его "Я".

Поэтому человечеству должен был быть сообщен глубокий внутренний импульс, который каждый человек мог бы свободно принять внутрь своего "Я" как свое личное стремление к совершенствованию. Таков был импульс Христа. Формально это выглядит противоречиво: существо Христа провозглашает призыв ко всем самостоятельным, единичным людям как бы извне, и вместе с тем каждый человек должен услышать этот призыв изнутри себя, из своего личного, "собственного" "Я". Да, это так. Дело в том, что Христос и есть то существо, в котором покоятся все свободные человеческие "Я" - именно зрелые, свободные, индивидуальные, различные "Я". Понять это - очень важно, хотя и нелегко. Связь с Христом, свободная самоотдача ему - это не потеря личности, а безмерное обогащение ее и всего человеческого достоинства.

Не поняв этого, мы не поймем ни нашей судьбы, ни исторических процессов, совершающихся в настоящее время в еврейском народе в целом, ни духовного процесса внутри каждого из нас, скажем, советских евреев.

Для того же, чтобы дать человечеству такой импульс - не внешний, через знамения и проповеди, а интимный, внутри его души, - Христос должен был сам воплотиться в человеческое тело. Ибо таков закон духовного мира: духовные способности, духовный потенциал, привитые одному человеку, сообщаются всему человечеству. Этот закон нелегко понять сразу. Не следует его смешивать с процессом распространения, скажем, научных открытий, на который он внешне похож: например, Ньютон открывает закон всемирного тяготения, который затем становится достоянием всего человечества. Ибо научные идеи передаются через рассудок и логическое мышление, через сознание, книги и т.д. Такие же духовные импульсы, как Христов, передаются не через сферу сознания, а глубже, и лишь потом они охватывают сознание изнутри.

Кроме того, где-то в недрах человечества должна была быть подготовлена одна определённая личность, способная принять в себя такой импульс, в данном случае - самого Христа. Эта личность, по-видимому, должна выделяться из всего человечества, главным образом, не умом, ученостью и тому подобными качествами, а своей мощной духовной природой и также небесной чистотой.

Значение этого факта божественного воплощения можно еще представить так. Воплотившись в человека, явив таким образом глазам человечества подлинного человеко-Бога, Христос тем самым указал всем людям, каждому человеку, высочайший и в то же время явный, осуществимый идеал человеческой эволюции - стать божественным существом.

Так вот, миссия подготовки человеческой личности, которая могла бы принять в себя божественную сущность Христа, была, приблизительно за 2000 лет до Его пришествия, возложена на специально создававшийся для этого народ - на еврейский народ. Вот в чем смысл и тайна существования нашего уникального народа, его уникальной величественной судьбы, возвышений, унижений и ни с чем не сравнимых страданий.

И вот для чего я был вынужден рассказать вам хотя бы поверхностно и схематично все "с самого начала". Теперь должно быть понятно, что без всякого предыдущего обзора космических событий нельзя было дать понятия о существе еврейского народа вообще.


страница 1 страница 2 ... страница 15 страница 16
скачать файл


Смотрите также: