moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Родительское собрание “Кто я: оптимист или пессимист?”

Форма: Творческая мастерская

Участники: родители и ученики 5 класса
Цель: 1. Формирование потребности в оптимистическом отношении к жизни в целях сохранения психического и физического здоровья детей и их родителей.

Задачи: 1. Способствовать самопознанию детей, активизируя их интерес к своему “я”;

2. Создать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую лучшему взаимопониманию между детьми и родителями, между родителями, детьми и учителем.
Оборудование: 1. Репродукции картин Решетникова “Опять двойка”, “Прибыл на каникулы”; Айвазовского “Девятый вал”; Григорьева “Вратарь”.

Аудиозаписи: мелодии для релаксации “Звуки природы”; “Если у вас нету тети”

( исп. Т. и С. Никитины).

Распечатки тестов: для родителей: “Оптимист ли Вы?”, “Стрессоустойчивы ли Вы?”; для детей: “Оценка реактивной и личностной тревожности”.

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Организационный момент: Родители и дети делятся на группы. Дети работают отдельно от родителей, чтобы предоставить ребенку право быть самим собой, свободным в своем выборе, суждении.
Индуктор.

1. Родителям и детям предлагается нарисовать идущую кошку.

2. У: Как вы думаете, какому человеку живется легче?

Человеку, который во всем видит светлые стороны, верит в себя, в успех, никогда не хнычет и не жалуется, легко преодолевает неудачи, всегда настроен дружелюбно, легко знакомится, доверяет людям...

3. У: Как называют такого человека? (Если дети затрудняются, то я обращаюсь к помощи родителям).

Оптимист.

На доске появляется табличка со значением этого слова. ( Оптимист- это человек, который во всем видит светлые стороны, верит в успех, легко

преодолевает неудачи.)

4. У: Как называют человека, который является противоположностью оптимиста?

Пессимист.

5. У: Вы хотите узнать, кем являетесь вы: оптимистом или пессимистом?

Посмотрите на свои рисунки, покажите их друг другу. Оказывается рисунки могут отражать наше мироощущение, наше отношение к миру, к людям. Посмотрите, каким вы изобразили хвост. Если хвост поднят вверх, то вы – оптимист, если хвост опущен вниз....

( Можно предложить родителям тест “Оптимист ли Вы?”, разработанный группой американских психологов и социологов (См. Дополн. м.))
II. Учитель предлагает задания группам:

1. Кого из героев мультфильмов (кинофильмов, книг, сказок) можно назвать оптимистом, а кого пессимистом?

Родители и дети пишут на листочках, затем предлагается детям назвать героев-оптимистов, родители называют героев-пессимистов.

Оптимисты: Буратино, Вини-Пух, Ах, Балда, Кот в сапогах, Чип и Дейл, Том Сойер, Робинзон Крузо...

Пессимисты: Арлекино, Ох, Ослик Иа, Царевна Несмеяна...

Дети и родители дополняют ответы друг друга и приходят к выводу, что все положительные герои являются оптимистами.

Внимательно рассмотрите картины. Определите: пессимистами или оптимистами являются герои картин. Чем вы руководствовались в

своем суждении?

Детям предлагаются репродукции Григорьева “Вратарь”, Решетникова “Прибыл на каникулы”; родителям: Айвазовского “Девятый вал”, Решетни

кова “Опять двойка”.


3. Психологический тренинг:

Первая ситуация: Мама некоторое время копила деньги на пальто. Когда необходимая, на ее взгляд, сумма была накоплена, мама отправилась на автобусную остановку, чтобы поехать в город, но опоздала на автобус...

Покажите, как будет развиваться эта ситуация с точки зрения оптимиста? Пессимиста?



Вторая ситуация: Сын (или дочь) приходит домой и говорит, что проиграл (а) в баскетбол. Покажите, как будет развиваться эта ситуация с точки зрения оптимиста? Пессимиста?
III. 1.У: Хорошо ли быть оптимистом?

Оптимист никогда не унывает, всегда найдет выход из трудной ситуации, у него много друзей, он веселый, обладает чувством юмора.....

2. У: Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

Дети ответили, что они не стали бы обращать внимание на то, кем является их друг, главное, чтобы он был настоящим. Взрослые не стали оспаривать мнение детей.


3. У: Что нужно человеку, чтобы быть жизнерадостным?

- Успешно учиться и работать; быть довольным своими результатами, чувствовать себя защищенным, уверенным...


4. У: Что мешает быть жизнерадостным?

Семейные конфликты, ссоры, какое-либо горе, сложившаяся неприятная

ситуация, обстановка в мире, плохая учеба, болезнь ... ( Это ответы детей. Родители делают вывод, что самочувствие ребенок не связывает с материальным положением семьи, для него важны взаимоотношения в семье, чувство защищенности, соответствие предъявленным результатам.)
IV. У: Пессимисты мы или оптимисты – вопрос непраздный. Уверенный в себе человек, наделенный чувством юмора, верящий, что все плохое проходит, меньше подвержен стрессам.
1. У: А что такое стресс?

Нервное перенапряжение.


2. У: Каким становиться человек в состоянии стресса?

- Быстро устает, становиться раздражительным.


3. У: А от стресса до депрессии – один шаг. Депрессия – это уже заболевание всего организма, человек воспринимает все в черном свете, теряет аппетит, сон (или наоборот много ест, спит), замыкается в себе.

Это на поверхности. А что внутри нашего организма?

Первой страдает гормональная система. В результате воздействия стресса организм вырабатывает гормоны, которые подавляют действие лейкоцитов, стоящих на страже нашей иммунной системы. Вслед за ней страдает сердечно-сосудистая система (давление, увеличение частоты сердечных сокращений). Как видите, стресс создает благодатную почву для развития многих болезней. В 80 случаев стресс является причиной заболевания раком, неслучайно рак называют болезнью печали.
4. У: Узнайте, стрессоустойчивы ли вы?

Родителям предлагается тест “Стрессоустойчивы ли вы?”

Детям – тест на оценивание реактивной и личностной тревожности

(Психологи определяют тревожность как склонность индивида к переживанию эмоционального состояния, проявляющегося в ожидании неблагоприятного развития событий. Это напрямую связано с понятием “пессимизм”).


Родители по ключу сами узнают ответ на вопрос. Для обработки ответов детей

понадобится время, поэтому эту работу провожу после мастерской. Результаты я заношу в личную тетрадь каждого моего воспитанника. Это позволит мне учитывать особенности психологии ученика в дальнейшем.



5. У: Стресс и депрессия способны передаваться. Депрессии подвержены не только взрослые, но и дети. Причем психологи подметили, что мальчики подвержены больше девочек.

Дети становятся неуравновешенными, ощущают себя брошенными и не проявляют интереса к учебе.

Родителям необходимо помнить: очень часто расстроенные нервы их детей – результат того, что родители не умеют (а иногда и не считают нужным) сдерживать свои отрицательные эмоции.

6. У: Поделитесь советами, как справиться с состоянием сильного раздражения, гнева, возбуждения, т. е. со стрессом.

Родители: Общайтесь, измените обстановку, слушайте любимую музыку, посмотрите веселую комедию, сходите на лыжах в лес, занимайтесь спортом, всей семьей участвуйте в общих делах, поддерживайте друг друга, устраивайте семейные праздники, отдохните всей семьей на природе или дома за кружкой чая, сходите к бабушке и дедушке в гости, помогите им, подарите им радость..

Дети: Вспомните приятную минуту, слушай веселую музыку, посмотрите мультфильмы, избегайте конфликтов, больше смейтесь, не ругайтесь, посидите и успокойтесь, не пить, не курить, уйдите на рыбалку, занимайтесь любимым делом...

У: Ешьте больше сырых овощей и фруктов, просо, гречку, бобовые, мясо,

рыбу, орехи, используйте минерально-витаминные комплексы, содержащие селен.
1. Нарисуйте мир, который вы хотите видеть вокруг себя.

Ученики и родители рисуют свое представление мира. Звучит мелодия “Звуки природы”.

Каждая группа вывешивает свой рисунок на доску. Получается яркая

оптимистическая картина мира.



2. У: Пусть нашим девизом будут следующие слова: ”Хочешь быть оптимистом – будь им!” Верьте в свои силы, и у вас все получится!

“Если ты считаешь себя разбитым, ты действительно разбит. Если ты думаешь, что не посмеешь, значит, не решишься. Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь, то почти наверняка проиграешь. В битвах жизни не всегда побеждает самый сильный или самый быстрый, но рано или поздно тот, кто считал себя на это способным”. (Д. Карнеги)


Звучит песня “Если у вас нету тети”.
Рефлексия.
Закончите фразы:

1. Мне сегодня на мастерской понравилось общаться, потому что...

не понравилось...
2. Я оптимистом а) являюсь; б) хочу быть; в) не хочу быть
3. Как подбодрить себя, я а) знаю, б) не знаю.
Дополнительный материал к творческой мастерской.

Тест “Оптимист ли Вы?” ( для родителей).

1.Ваши сны:

а) драматичны (страшны);

б) туманны, неясны;

в) приятны;

г) о любви.

2.О чем вы думаете утром, только что проснувшись:

а) какая будет погода;

б) о работе, которую вы любите;

в) о работе, которая вам не нравится;

г) о любимом человеке;

д) о человеке, который вам неприятен.

3.Как вы обычно завтракаете:

а) выделяете необходимое время, сервируете стол;

б) во время завтрака ворчите, что не выспались;

в) любите поговорить;

г) часто опаздываете и потому спешите.

4.Когда вы читаете газету, то на чем прежде всего останавливаете внимание:

а) на политических и экономических новостях;

б) на материалах о спорте;

в) на статьях о культуре.

5.Как вы реагируете, прочитав о каком-либо ЧП, преступлении, скандале:

а) вам безразлично;

б) беспокоитесь, чтобы такое не случилось с вами;

в) возмущаетесь, что органы правосудия не могут навести порядок;

г) понимаете, что и такие вещи бывают на свете.

6.Как вы ведете себя при первой встрече с незнакомым человеком:

а) сразу же доверяетесь ему;

б) ждете, когда он о чем-то спросит вас;

в) с интересом наблюдаете за ним;

г) следите за ним, но не делаете каких-либо выводов.

7.Что вы делаете, если замечаете, что кто-то разглядывает вас (в театре, кино, на улице...):

а) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;

б) вам это даже приятно;

в) смотрите на себя в какую-нибудь витрину, зеркало;

г) не обращаете на это внимания, вам все равно.

8.Вы ищите какой-то адрес в незнакомом городе:

а) предпочитаете взять такси;

б) будете расспрашивать знакомых;

в) попытаетесь найти сами;

г) все время будете бояться, что не сможете найти.

9.С какими мыслями вы начинаете рабочий день:

а) надеетесь, что он будет успешным;

б) ждете, чтобы рабочее время быстрее прошло;

в) на работе вам приятно повидаться, поболтать с коллегами;

г) надеетесь, что в этот день вас не подстерегают какие-то проблемы, неприятности.

10.Вы проигрываете в какую-нибудь игру:

а) это вас расстраивает – видимо, “для меня это плохой день”;

б) будете играть и дальше, пока не начнете выигрывать;

в) считаете, что игра есть игра – кто-то ведь должен проигрывать, так почему не вы;

г) пытаетесь придумать способ выиграть.

11.Когда вы сидите за столом и вам подадут небольшую порцию чего-то особено вкусного:

а) набрасываетесь на нее с аппетитом;

б) боитесь, как бы вам не поправиться;

в) съедаете ее, но с угрызением совести;

г) боитесь, что “даст сбой” ваш желудок.

12.Когда вы ссоритесь с кем-то, кто вам симпатичен, то:

а) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;

б) относитесь к этому спокойно, и в этом есть свой смысл;

в) считаете, что наверняка вы быстро помиритесь и все будет в порядке;

г) слишком “гладкие” отношения скучны.

13.Когда в ванной вы смотрите на свою фигуру:

а) “в общем, впечатление хорошее, хотя для совершенства нет пределов”;

б) “надо сбросить лишний вес, но для этого надо столько трудиться!”;

в) “фигура как фигура, как у всех. Ничего особенного”;

г) сразу же решаете, что надо заняться гимнастикой.

14.Непосредственны ли вы в любви:

а) “я полностью отдаюсь увлечению, даже кратковременному”;

б) “лювлю себя на мысли – а приятно ли проявление моих чувств партнеру?”

в) “меня все время что-то угнетает, я постоянно настороже, встревожен, беспокоен”;

г) “ни о чем не беспокоюсь, чувствую себя хорошо”.

15.Вы прошли медицинский осмотр и пока ждете результатов:

а) боитесь, как бы у вас не нашли чего-то серьезного;

б) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;

в) думаете, что раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;

г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать правду.

16.Каждый день, общаясь с людьми, что вы чувствуете:

а) держитесь приветливо или прохладно – в зависимости от обстоятельств;

б) часто чувствуете себя неловко, не знаете, как себя вести с незнакомыми людьми;

в) внимательно оцениваете, что скажут другие о вашем поведении;

г) нередко вам кажется, что вы выше других.

17.Вам предстоит длительное путешествие, как вы готовитесь к нему:

а) тщательно планируете;

б) не сомневаетесь, что наверняка произойдет какой-нибудь сбой;

в) все утрясется как-то само собой, поэтому к поездке вы особенно не готовитесь;

г) до самого отъезда находитесь в сильном возбуждении и только потом

успокаиваетесь.

18.Какой из перечисленных цветов вы предпочитаете:

а) красный;

б) серый;

в) зеленый;

г) синий.

19.Когда вы принимаете решение, на что рассчитываете:

а) “ все зависит от того, будет ли у меня везение, счастье, удача”;

б) “только на самого себя”;

в) “я в состоянии объективно оценить свои шансы”;

г) “обращаю внимание на предзнаменования (встречу с черной кошкой...

и т. д.)”;

д) “у каждого своя судьба”.

20.У вас есть возможность выбора, что вы предпочитаете:

а) получить небольшое наследство;

б) достичь стабильных успехов в профессии;

в) создать что-то значительное в искусстве, науке;

г) встретить большую любовь, познакомиться с хорошим другом.


Теперь подсчитайте очки по таблице:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

__________________________________________

а 1 2 5 2 3 5 1 1 5 2 5 1 5 3 2 5 2 3 2 3

б 4 5 2 1 1 1 5 5 2 1 2 2 2 2 1 2 1 1 5 1

в 3 2 3 4 2 3 2 3 3 5 3 5 3 1 4 3 4 2 3 5

г 5 4 1 4 4 3 4 2 2 3 1 4 2 5 3 4 2 4 1 4

д 1 2


24 – 35 очков. Вы неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то

делать!


Так ли уж плох оптимизм?
36 – 47 очков. Хотя у вас время от времени и появляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берет верх. Постарайтесь порадостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.
48 – 60 очков. У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться и от пессимистических настроений.

61 – 75 очков. У вас четкие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм.

76 – 90 очков. Вы оптимист от рождения. И вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправить свои ошибки! А жаль!
91 – 100 очков. Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие.
Стрессоустойчивы ли вы?

1.Успеваете ли вы каждый день обедать?

2. Спите ли вы по семь-восемь часов в сутки?

3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?

4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?

5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?

6.Курите ли вы?

7.Любите ли вы спиртное?

8.Соответствует ли ваш вес вашему росту?

9.Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?

10.Имеете ли вы твердые убеждения?

11.Ходите ли вы на концерты в ДК?

12.Мног ли у вас знакомых и друзей?

13.Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?

14.Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры?

15.Рассказываете ли вы о своих проблемах и заботах соседям и сослуживцам?

16.Находите ли вы время для отдыха?

17.Умеете ли рационально организовывать свое время?

18.Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?

19.Любите ли спать днем?


Менее 30 очков – вы вообще не поддаетесь стрессу;

30 – 49 очков – легко отнеситесь к стрессовым ситуациям;

50 – 74 очка – с трудом справляетесь с ними;

более 75 очков – чтобы выйти из стресса, вам потребуется помощь друзей или медицины.


Методика определения тревожности*

Оценка реактивной тревожности

Утверждения Баллы



  1. Я спокоен 4 3 2 1

  2. Мне ничего не угрожает 4 3 2 1

  3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4

  4. я испытываю сожаление 1 2 3 4

  5. Я чувствую себя свободно 4 3 2 1

  6. Я расстроен 1 2 3 4

  7. Меня волнует возможность неудачи 1 2 3 4

  8. Я чувствую себя отдохнувшим 4 3 2 1

  9. Я встревожен 1 2 3 4

  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 4 3 2 1

  11. Я уверен в себе 4 3 2 1

  12. Я нервничаю 4 3 2 1

  13. Я не нахожу себе места 1 2 3 4

  14. Я взвинчен 1 2 3 4

  15. Я не чувствую скованности, напряжения 4 3 2 1

  16. Я доволен 4 3 2 1

  17. Я озабочен 1 2 3 4

  18. Я слишком возбужден, и мне не по себе 1 2 3 4

  19. Мне радостно 4 3 2 1

  20. Мне приятно 4 3 2 1


Оценка личностной тревожности

Утверждение Баллы



  1. Я часто испытываю удовольствие 4 3 2 1

  2. Я обычно быстро устаю 1 2 3 4

  3. я легко могу заплакать 1 2 3 4

  4. Я хотел бы быть таким же, как другие 1 2 3 4

  5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4

  6. Я обычно чувствую себя бодрым 4 3 2 1

  7. Я спокоен, хладнокровен, собран 4 3 2 1

  8. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня 1 2 3 4

  9. Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4

  10. Я вполне счастлив 4 3 2 1

  11. Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4

  12. Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

  13. Обычно я чувствую себя в безопасности 4 3 2 1

  14. Я стараюсь избежать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4

  15. У меня бывает хандра 1 2 3 4

  16. Я доволен 4 3 2 1

  17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4

  18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4

  19. Я уравновешенный человек 4 3 2 1

  20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Обработка результатов.

При обработке результатов суммируются прямые утверждения (типа “Я спокоен”) отдельно по реактивной и личностной тревожности. Затем суммируются утверждения обратные (“Я нервничаю”). Из сумм прямых утверждений вычитается сумма утверждений обратных.



Для расчета уровня реактивной тревожности к остатку прибавьте 50. Для личностной – 35.

Низкая тревожность – до 35 баллов.

Умеренная тревожность – от 31 – 45 баллов.

Высокая – свыше 46 баллов.

* Психологи определяют тревожность как склонность индивида к переживанию эмоционального состояния, проявляющегося в ожидании неблагоприятного развития событий.
страница 1
скачать файл


Смотрите также: