moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Ачинского района»






СОГЛАСОВАНО
Экспертный Совет Ачинского РУО

« 10 » февраля 2009 год

______________ Л.А. Норотова

УТВЕРЖДАЮ

Директор ДЮЦ

__________ Е.В. Захарова

«___»____________ 2009 год



Образовательная программа
«Волейбол»

Возраст детей: 11 – 14 лет

Срок реализации: 2 года

Модифицированная


Автор программы: Дайлидова Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «ДЮЦ Ачинского района».

2009 год

Пояснительная записка.


Краткие сведения о коллективе:
-статус, вид группы: профильная (спортивно-оздоровительное направление),

-состав группы: постоянная (учащиеся, занимающиеся в спортивной группе), и переменная (учащиеся, занимающиеся с целью оздоровления),

-особенности набора детей: свободный, по желанию учащихся и по рекомендации преподавателей,

-форма занятий: групповые, разновозрастные тренировки ( наиболее предпочтительны для подготовки спортивной команды), индивидуальные (для отработки технико-тактических приемов игры с мячом),

-количество обучающихся: 10 -15 человек,

-возраст обучающихся:11-14 лет, об особенностях данного возраста подробнее говорится в разделе «Основное содержание программы, Учет возрастных особенностей при проведении спортивных игр для детей и подростков 11-14 лет»,

-срок реализации : 2 года,

-количество занятий и учебных часов в неделю: общее кол-во часов в неделю-4,5

-количество учебных часов на 2 года: 306 часов
Вводная характеристика курса
Совершенствование физического воспитания подрастающего поколения связано с задачами укрепления здоровья разносторонней физической подготовке, совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков учащихся.

Связь программы с другими программами.
Обращение к физическому воспитанию, каковым является данный кружок, всё больше завоёвывает прочное место в работе современного педагога с детьми.

Существует ряд пособий для педагогов, работающих в данном направлении. Предполагаемая программа основывается на школьном курсе физического воспитания.


Особенностью данной программы, составленной на основе: Ю. Д. Железняк “Волейбол в школе”. Пособие для учителя. М, Просвещение, 1999 год. Ю. Д. Железняк “Юный волейболист” учебное пособие для тренеров М. Физкультура и спорт, 1995 год является углубленное изучение и совершенствование техники игры в волейбол и пионербол. Программа строится на основе школьного курса физ. воспитания с более глубоким изучением курса волейбола.
Реализация данной программы призвана:
- способствовать увеличению занятости детей в свободное время (данный аспект особенно актуален для детей подросткового возраста),

- способность организации полноценного досуга учащихся (чему способствуют занятия спортом, участие в школьных и районных соревнованиях).

- осуществлять всестороннее развитие личности,

- выявлять, поддерживать и развивать таланты у детей,

- путём вовлечения в спортивную жизнь, способствовать адаптации в обществе детей, испытывающих определённые трудности коммуникативного плана,

- способствовать ранней профессиональной ориентации учащихся,

возможности продолжить образование в данном направлении в учебных заведениях со спортивным профилем.

Цели программы.
Целью программы данного кружка является:

-развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма ,укрепление индивидуального здоровья, развитие коммуникативных качеств;



-воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности во внеурочное время;

-овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий пионерболом с элементами волейбола;

-освоение системы знаний о занятиях пионерболом с элементами волейбола ,их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий в данном кружке.

Задачи программы.
Руководитель кружка должен быть организатором игры и воспитателем детей в процессе её проведения, должен ставить перед собой следующие задачи:

- Укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию.

- Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, совершенствованию в них.

- Воспитывать у детей необходимые морально – волевые и физические качества.

- Выявлять “волейбольных” талантов в кружке, создавая предпосылки для массового приобщения детей разного пола и возраста к занятиям спорта.

- Прививать детям организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

- Способствовать воспитанию дружбы, честности, коллективизма и сознательной дисциплины.
Тематическое планирование образовательного процесса



Тема

Кол – во часов




  1. Из истории волейбола.

Техника безопасности на занятиях кружка.


  1. Техника игры в нападении.

- Стойка волейболиста

-Передвижение по полю

-Исходное положение

-Передача мяча

- Подача мяча

-комплексная отработка технике в игре


  1. Техника игры в защите.

- Прием мяча

- Передача мяча

- Блокировка

- комплексная отработка технике в игре
Тактика игры в пионербол с элементами волейбола.
4. Тактика нападения:
-Групповые тактические действия.

-Индивидуальные тактические действия.

- Командные тактические действия


  1. Тактика защиты.

- Групповые тактические действия.

-Индивидуальные тактические действия.

- Командные тактические действия.




  1. Общая физическая подготовка волейболистов.

- Бег на короткие дистанции с ускорением

- Бег на длинные дистанции

- Прыжки (в высоту, длину}

-Многоскоки на правой и левой ногах и т.д.

- Подвижные игры с использованием спортивного инвентаря


  1. Индивидуальные занятия с учащимися.

  2. Развитие скоростно-силовых качеств.

- Броски мяча в парах.

- Броски и ловля мяча от стены.

- Упражнения на дыхание.


  1. Организация и участие в соревнованиях внутри школы и района.

Итого:



1 год

2

27


3

3

3



4

4

10


21
5

5

4



7


30
10

10

10


30
10

10

10




15

3

3



3

1

5


4

6

3



1

1

1



12

153

2 год

1

27


3

3

3



4

4

10


20
5

5

3



7


30
10

10

10


28
10

8

10




15

3

3



3

1

5


3

6

3



1

1

1



8

153

3. Основное содержание программы.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Игровая деятельность очень многообразна, и одним из ее наиболее распространенных видов являются спортивные игры. Спортивные игры удовлетворяют различные потребности людей: в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил.

Спортивная игровая деятельность является важнейшим элементом, полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Спортивная игровая деятельность представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью.

Характерной особенностью спортивной игры в волейбол с элементами пионербола является ярко выраженная роль движений в содержании игры (прыжки, пробежки, метание, бросков, передач и ловли мяча и др.)

Спортивные игры, одним из видов которых и является волейбол, являются высшей ступенью подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования, в частности сетки, мяча, спортивного зала с напольной разметкой. Данный вид игры требует четкого судейства соответственно твердым правилам, хотя допускается некоторое варьирование правил при игре в пионербол в зависимости от состава участников.

Таким образом, спортивная игра является одним из важных средств формирования у детей и подростков высоких физических и нравственных качеств.
Гигиеническое и оздоровительное значение

игры в волейбол с элементами пионербола.
Главным содержанием игры являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Данная спортивная игра повышает функциональную деятельность , вовлекает в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивает подвижность в суставах.

Под влиянием физических упражнений, применяемых во время разминки и в ходе игры, активизируются все стороны обмена веществ ( углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Но такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значение данный вид игры может иметь только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся детей. Игра должна оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок и возникающих в ходе правильной организации игра положительных эмоций.

В связи с усиливающимися в наше время потоком информации, увеличением времени на учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у детей и подростков наблюдается гиподинамия.

Систематические спортивные занятия, не менее 3-х раз в неделю, способствуют снижению гиподинамии, так как компенсируют дефицит двигательной активности.


Воспитательное значение игры в волейбол

с элементами пионербола.

Большое значение данный вид спортивной игры имеет в воспитании спортивных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем все эти качества развиваются в комплексе.

Очень велико также значение в нравственном воспитании ребенка. Данный вид игры имеет коллективный, командный характер, и развивает у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Игра требует согласованности в действиях, согласования своих действий с действиями товарищей. Конкретные взаимоотношения между играющими определяют не только общий характер соревновательной борьбы, взаимного сотрудничества, психологической слаженности, но и интенсивность совместных усилий, и остроту некоторых переживаний. Здоровый соревновательный климат способствует так же адаптации в коллективе трудных детей, детей с психоэмоциональными нарушениями в поведении.

В коллективных спортивных играх во внеурочное время ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе спортивной игры позволяет лучше узнать каждого ребенка, и воздействовать на его развитие в нужном нам направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как спортивная игра.


Учет возрастных особенностей при проведении

спортивных игр для детей и подростков 11-14 лет
Дети данного возраста обладают большей устойчивостью в работе сердца, большей емкостью легких , чем дети младшего школьного возраста, хотя дыхательная система еще и недостаточно развита. Именно в этом возрасте дети более чувствительны и податливы к развитию и совершенствованию ловкости, чему способствует занятие с мячом. Тормозные функции у подростков значительно лучше развиты, сильнее развита волевая сфера. Тренировки и игры , длительные по времени, продолжительностью до 3-х часов с перерывами на отдых, способствуют воспитанию у подростков выносливости.

Детей в данном возрасте очень увлекает данный вид спортивной игры, где они могут совершенствовать свои действия. Их увлекает сам процесс игры, им нравится проявлять свою быстроту, ловкость , меткость, силу и сообразительность .

Именно в подростковом возрасте сильно развито чувство коллективизма, которое и находит поддержку в командной игре волейбол с элементами пионербола.

В связи с ускорением полового созревания , особенно у девочек данного возраста, наблюдается дисгармония физиологических функций нервной и сердечно-сосудистой системы . Дети могут быть неуравновешенны психологически, бурно проявлять свои эмоции. В связи с этим необходимо повышать требования к соблюдению правил игры, при чрезмерной возбудимости делать перерывы.

Подростки чуть более старшего возраста проявляют интерес к постоянным командам, а не случайного характера. Данный факт также необходимо учитывать при проведении тренировок, и особенно при подготовке команды к соревнованиям. Необходимо также учитывать, что подростки часто бывают, бескомпромиссны, любят строгое, объективное судейство, и стремятся честно соблюдать правила игры.


  1. Особенности методики обучения.

Первое условие успешного обучения - развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой игры в пионербол с элементами волейбола зависит от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом её сущности.

На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приёмов.

В целом процесс обучения на занятиях данного кружка по технике владения мячом строится в такой последовательности:

- 1. Развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приёма ( общеразвивающие и подготовительные упражнения )

- 2. Овладение отдельными частями, составляющими технический приём в данном кружке. Например, в атакующем броске мячом через сетку в сторону соперника, это получение мяча, разбег на 1-2 шага и вертикальный взлёт при отталкивании от пола двумя ногами, замах и обманный бросок мячом в сторону соперника через сетку.

- 3. Соединение частей технического приёма в единый целостный акт технического приёма. Например, передача мяча, приём и технический бросок мяча через сетку.

- 4. Овладевание способами реализации технического приёма (упражнение по технике и тактике игры).

- 5. Умение целесообразно применять технические приемы (движение по площадке, стойка при приёме и передаче мяча) и их способы в игре, с учётом конкретной игровой обстановки.

В процессе совершенствования техники необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и избегать шаблона при подборе упражнений.

На начальном этапе формирования навыков обращения и владения мячом внимание ребёнка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определённого результата. Например, при обучении ловле, передаче и броска мяча.

Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60 – 70 % занятий, удовлетворив желание детей играть, вместе с тем уйдём от преждевременной игры в пионербол. На начальном этапе обучения ловле, ведению и броску мяча через сетку, самым эффективным методом обучения являются игровые упражнения в сочетании с подвижными играми, где каждый играющий действует за себя.

В дальнейшем, когда дети усвоят основы техники и будут допускать лишь несущественные ошибки, целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребёнка, действующего независимо от своих партнёров. Такие игры повышают ответственность ребёнка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как дети научатся правильно ловить, передавать, бросать мяч чётко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к пионерболу игры, такие, как “мяч ловцу”, “мяч капитану”, где борьба ведётся между двумя командами.

Для сознательного отношения ребёнка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребёнку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребёнка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

Осознанное отношение ребёнка к участию в игре более всего способствует реализации и её воспитательного потенциала. В играх с мячом необходимо учить детей согласовывая свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений, товарищеской сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели.
5. Условия реализации программы.
Работу кружка планирует и осуществляет руководитель кружа.

В процесс реализации данной программы планируется также вовлечь родителей учащихся. Их участие может быть выражено в обеспечении материальной стороны спортивных занятий школьников (приобретение для детей спортивной формы, подвоз команд на соревнования, оказание спонсорской помощи для приобретения призов).

С директором школы согласовываются условия доставки детей на соревнования и приобретение призов, грамот, спорт инвентаря.

Спортивная работа кружка должна осуществляться в тесной взаимосвязи с планами преподавателей физкультуры своей школы (при проведении общешкольных соревнований, спортивных игр и конкурсов), а также с работой преподавателей физкультуры других школ района, районного спортивного комитета и отдела по делам молодёжи района. Занятия проводятся в спортивном зале школы, в теплое время года – на открытой площадке. Необходимое оснащение – мячи волейбольные (не менее 6 штук), волейбольная сетка, скакалки, скамейки гимнастические.


6.Планируемые результаты и формы контроля.
В процессе реализации данной программы учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки: приём мяча, передвижение по площадке, приём подачи, атака.

Дети должны овладеть техникой игры в волейбол и пионербол, и тактикой командных действий.

Организовать и провести соревнования школьного уровня по пионерболу среди учащихся среднего звена.

Подготовить команду и принять участие в соревнованиях районного уровня в данной возрастной категории.

Сформировать у учащихся активное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Постараться вовлечь как можно большее количество детей в проведение досуга в спорт зале, что способствует формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.


7. Список литературы.


  1. Л.Б.Кофман. Настольная книга учителя физической культуры. М., 1998

  2. Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2001

  3. С.Шенченко. Коррекционно-развивающее обучение. М., 1999

  4. Э.Найминова. Книга для учителя. Методика преподавания спортивных игр. М., 2004

  5. Л.В.Байбородова, И.М.Бутин, С.М.Масленников, Т.Н.Леонтььева. Методика обучения физической культуре 1-11 классы. Ростов-на­ Дону, 2004

  6. Официальные волейбольные правила. М., 2004

7. В.Ф.Регулян. Стать сильнее сильного. Екатеринбург, 1999.
8. В.И.Лях, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон Физическая культура 10-11 кл. М., Просвещение, 2000

  1. Сборник нормативных документов. Физическая культура. Министерство образования Российской федерации. Дрофа. М. 2004



  2. Ю. Д. Железняк “Волейбол в школе”.



  3. Пособие для учителя. М, Просвещение, 1999 год.



  4. Ю. Д. Железняк “Юный волейболист” учебное пособие для тренеров М. Физкультура и спорт, 1999 год



  5. Волейбол/Под редакцией Ю. Н. Клещёва и А. Г. Айриянца. – М. Физкультура и спорт, 1995



  6. Ивойлов А. В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки.- М. Физкультура и спорт, 1994



  7. Волейбол. Правила соревнований.



  8. Слупский Л. Н. Волейбол: игра связующего. М. Физкультура и спорт. 2000.

страница 1
скачать файл


Смотрите также: