moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Отвечаем на вопросы родителей

- С какого возраста можно начинать учить ребенка шахматной игре?
Этот вопрос с каждым ребенком нужно решать индивидуально. Истории известно немало примеров очень раннего овладения шахматами: с 3 - 4 лет! Kaк правило, такие дети впоследствии добивались выдающихся успехов и на шахматном поприще, и в творческой деятельности. По нашему опыту, с детьми 5-6 лет можно работать по полной программе.

- Что должен уметь дошкольник, чтобы начать заниматься шахматами?
Для начала не требуется никаких специальных умений. Конечно, если малыш уже занимался чтением или письмом, то это ускоряет процесс обучения. Но если его образование начнется с шахматной грамоты, приобретенный навык поможет ему быстро освоить счёт, чтение и письмо.

- Мой ребенок знает ходы и правила игры, но путает буквы и цифры, водит пальцем по доске, прежде чем записать ход. Я и не настаиваю. Так ли необходимо это знание? По-моему, оно отрицательно на игре не отражается.


Это ошибочное мнение. Знание шахматной доски – не мелочь. От умения четко и свободно ориентироваться на доске зависит видение позиции в целом. Дети, поздно овладевшие записью, в дальнейшем не могут избавиться от ошибок в ней. Для быстрейшего приобретения этого навыка можно рекомендовать поиграть с записью на доске без букв и цифр.

- Сколько лет нужно заниматься с ребенком, чтобы шахматы стали его увлечением?


Опыт педагогов свидетельствует о том, что уровень подготовки в силу четвертого разряда навсегда обеспечивает интерес и понимание шахматной игре, понимание красоты человеческой мысли.


На тренировках можно встретить увлечённых игрой родителей

- Мой сын начал учиться шахматам с большим интересом. Но стали замечать, что этот интерес угасает. Как это объяснить?


Это явление естественное. Обычно первичный интерес ребенка обусловлен не самой игрой, а какими-то детскими иллюзиями, например, о легких победах. Устойчивое, рабочее отношение к игре основано на понимании красоты шахмат и приходит лишь со временем, так как этому пониманию нужно научиться. Бывает, что снижение интереса вызвано трудностями освоения нового материала. Если ребенку никогда раньше не приходилось преодолевать трудности, он боится их и пытается дистанцироваться. Помогите ребенку понять, что за преодолением следует удовольствие, что в любом творчестве есть тяжелый труд, который необходимо научиться делать.

- Как учить детей решать шахматные задачи?



  • Попросите ребенка расставить задачу на доске и начинайте с общего знакомства с позицией. Внимательно прочитайте условия задачи.

  • Ребенок должен попытаться решить задачу, не передвигая фигур.

  • Проверить решение на доске можно только тогда, когда есть вариант решения.

  • Если есть сомнение в правильности решения, скорее всего оно ошибочное.

  • Правильное решение вы узнаете сразу!


- Верна ли методика, предписывающая обучать детей одновременно шахматам, счету, чтению, письму, языку. Не слишком ли большая нагрузка ложится на малыша?


Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что дошкольники способны к гораздо большей умственной нагрузке, чем они получают. Именно недоразвитие способностей ребенка приводит в дальнейшем к трудностям в освоении школьной программы и, как следствие, к снижению интереса к учебе.

Ш
Данил Бочаров готовится к областным соревнованиям
ахматы – игра в педагогическом отношении уникальная, одновременно воспитывающая и развивающая. Ей как учебной дисциплине нет равных. Возможность одновременно учить шахматам и другим предметам помогает быстрее и качественнее усваивать пройденный материал, а периодические переключения восполняют нервную энергию ребенка.

- Мой ребенок оканчивает начальную школу. Родителей предупредили, что дальше заниматься предстоит по новой сложной программе. Я опасаюсь, сможет ли ребенок совмещать шахматы и школу?


Хотя шахматы занимают много времени в жизни детей, это никогда отрицательно не отражается на учебе! Золотые медалисты среди ваших выпускников – не редкость!

Современные школьные программы насыщены информацией. Овладение "логической" памятью позволяет шахматистам высоких разрядов держать в памяти без особых усилий огромные объемы информации не только шахматной, но и из любой другой сферы. Шахматы учат поиску решения путем многократного перебора вариантов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала, способность пользоваться аналогами.

Понятие типичного, стандартного легко и естественно принимают и осознают даже маленькие шахматисты при изучении шахматной теории. Эти навыки помогают детям в любых занятиях, в том числе школьных.

- Обучаясь шахматам, маленькие дети с начала учебы знакомятся со сложными математическими понятиями: делением, умножением, дробями, элементами геометрии. По школьной программе это проходят гораздо позднее...


Да, это так. На деле применяются принципы опережающего обучения. Как правило, дети к моменту прохождения в школе этих арифметических действий уже имеют представление о них, у многих сформированы понятия, ребята уверенней абстрагируют. Шахматы помогают расширить диапазон школьного обучения и опережать традиционное развитие.

- Какие спортивные разряды может иметь ребенок. Как они присваиваются?

В шахматах, как и в некоторых других видах спорта, юношеских разрядов нет. В соответствии с Единой спортивной классификацией разряды детям присваиваются на общих основаниях с взрослыми: 4 разряд - 3 разряд - 2 разряд -1 разряд - кандидат в мастера. Формально следующий разряд может быть присвоен, если участник сыграет определенное количество партий и наберет определенные очки в турнире предыдущего разряда. При получении четвертого разряда (который присваивается навсегда и не может быть снят) участник получает квалификационный билет, в который заносятся результаты его участия во всех официальных соревнованиях.

- Мой сын играет в шахматы с компьютером. Полезно ли это?


Р


В школьной библиотеке можно найти электронные шахматные игры разной сложности
абота с компьютером – одна из составных частей современного: обучения. Роль ее возрастает с ростом квалификации игрока. Для маленьких детей важнее живое общение, которое учит сопротивляться психологическому давлению противника, рассчитывать только на себя, принимать решения ответственно, не имея возможности взять ход назад. Детям полезнее не играть с компьютером, а анализировать конкретные позиции.

Вам необходимо следить, чтобы время, проводимое у монитора, соответствовало медицинским рекомендациям для детей данного возраста и мониторов данного типа.

- Мой сын имеет четвертый разряд по шахматам. Получение какого разряда и за какой срок можно считать успехом?
Важную роль играет возраст ребенка, сколько лет он занимается. Чем старше ребенок, тем быстрее он проходит путь от самого низшего 5-го до 1-го разряда при условии привычки к умственному труду. Если же такая привычка отсутствует, то возраст может оказаться тормозом к обучению.

Практически любой 5 – 7-летний ребенок при условии аккуратного посещения занятий и выполнения заданий за 5 -7 лет становится как минимум перворазрядником. Это значит, что он получает дополнительное образование, позволяющее самому обучать. Поэтому квалификацию первого разряда можно считать успехом независимо от возраста ребенка.

- К каким спортивным достижениям нужно стремиться ребенку?
Успешными можно считать спортивные достижения, которые позволяют ребенку участвовать в личных первенствах города и выше. Личные первенства города, области, Сибирского округа (отборочные к первенству России, Европы и Мира), проходят по возрастам: 8 лет, 10 лет, 12 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет.

- От чего зависит достижение успеха?


Шахматная психология, говоря об успехах ребенка, располагает их зависимость в таком порядке:

Мальчики: природные способности, отношение родителей, личность тренера.

Девочки: личность тренера, отношение родителей, природные способности.

Скорость усвоения материала зависит также от возрастных особенностей ребенка, его здоровья и характера.

Роль родителей в достижении успеха велика и заключается, прежде всего, в эмоциональной поддержке. Неверно взятая нота может привести даже к отказу ребенка от игры.


Шашки – увлекательно и быстро!




- Ребенок очень часто проигрывает, и хотя я не предполагала для него спортивной карьеры, обеспокоена, что это плохо скажется на его психическом здоровье...
Даже когда родители ориентируются на развивающую задачу шахмат, а не на спортивные достижения, они оценивают успех ребенка, и в качестве критерия оценки выбирают число выигрышей. Однако у маленьких шахматистов результат партии всегда связан с зевком, который проходит с возрастом и, скорее, свидетельствует о способности к концентрации внимания, чем о мастерстве. Самое тяжелое для ребенка не отсутствие побед, а реакция на это родителей. В вопросе: "Ну что, опять проиграл?" он слышит искреннее родительское горе и чувствует себя источником несчастий. Это непосильный груз для ребенка.

Постарайтесь сами сосредоточиться на качестве игры, а не на результате партии. Тогда и результаты улучшатся, и ребенок будет спокойнее переживать неудачу, и его здоровью ничто не будет угрожать.

- Мой ребенок, когда проигрывает, сильно расстраивается. Как мне правильно себя вести в этот момент?
Поддерживайте в ребенке стремление и веру в победу. Правильное отношение к этому должно быть таким: сегодня ты в плохой спортивной форме и у тебя не хватает знаний, поэтому ты проигрываешь, но обязательно будешь выигрывать.

Объясните малышу: чтобы побеждать, надо научиться и терпеть поражения; чтобы побеждать чаще, нужны знания, умения, бойцовский характер. Переживания ребенка свидетельствуют о том, что такой характер у него есть. А знания - вопрос времени и приложенных усилий. Постарайтесь не спрашивать его сразу о результате, а обсудить качество игры, сколько партий сыграно, были ли грубые зевки и т.д. Если с ребенком сражаетесь Вы, то уступайте победу только после "упорного" сопротивления. Лучше дать ребенку "фору" любой величины, но бороться с ним изо всех сил.






Тот не шахматист, кто, проиграв партию, не заявляет, что у него было выигрышное положение.

И. Ильф

Да, непростая "фигура": как шахматный конь, ходит только буквой "Г".

Алексей Анненсков

Комбинация — душа шахмат.

Александр Алёхин

Каждый из нас знает, что никогда шахматист не рассчитывает все возможные варианты, не смотрит все ходы, возможные на доске... шахматист во время партии в данной позиции, которую он обдумывает, рассматривает примерно 2-4 хода; определяет он эти ходы интуитивно, на основании опыта и т.п.

Михаил Ботвинник

Для кого-то шахматы - это муки разума, для меня они - радость.

Анатолий Рахматов

Я люблю шахматы за их логичность.

Ефим Боголюбов

Самое большое искусство в шахматах состоит в том, чтобы не показать сопернику, что он может делать.

Гарри Кимович Каспаров

АЛЁХИН Александр Александрович



(31.10.1892, Москва, - 24.3.1946, Эшторил, Португалия, похоронен в Париже), русский шахматист. 4-й чемпион мира (1927 - 35, 1937 - 1946), РСФСР (1920). С 1921 жил во Франции. Блестящий комбинационный шахматист, мировой рекордсмен по игре "вслепую". Шахматный теоретик и литератор, доктор права. Кн.: "Международный шахматный турнир в Нью-Йорке" (1927), "Мои лучшие партии" (1928), "На путях к высшим шахматным достижениям (1924-1927)" (1932) и др..

С шахматами познакомился в 7 лет, серьёзно начал играть в 12 лет. В юности много играл по переписке, что способствовало его шахматному совершенствованию. В "весеннем" турнире московских любителей шахмат (1908) занял 1-е место. Международный дебют Алёхина состоялся на 16-м конгрессе Германского шахматного союза в Дюссельдорфе (1908); в главном побочном турнире он разделил 4-5-е места.

В 1908 выиграл матч в Москве у Б. Блюменфельда - 4.5 : 0.5 и занял 1-е место в турнире Московского шахматного кружка, завоевав право выступать во Всероссийском турнире любителей; победил в этом турнире (удостоен звания маэстро) и подтвердил свой успех на 17-м конгрессе Германского шахматного союза, разделив 7-8-е м. с ф. Дуз-Хотимирским.

В 1910-х гг. быстро выдвинулся в число сильнейших шахматистов мира.

В ранге гроссмейстера дебютировал на международном турнире в Мангейме (1914), который был прерван после 11-го тура в связи с началом 1-й мировой войны 1914-1918; 1-й приз был присуждён Алёхину (+9, -1, =1). В России Алёхин вступил в действующую армию. После тяжёлой контузии (1916) лечился в госпитале в Тарнополе. В 1917-1918 несколько месяцев жил в Одессе, затем возвратился в Москву. Победил в турнирах лучших московских шахматистов и на 1-м чемпионате Советской России (1918-20). Женившись в 1921 на швейцарской журналистке А. Рюгг, выехал с нею за границу, где остался на постоянное жительство.

В 1920-х гг. Алёхин настойчиво стремился к завоеванию звания чемпиона мира. В 1927 сыграл матч с Капабланкой, выиграв который (6 : 3), стал сильнейшим шахматистом мира. "Таблица турнирных успехов Алехина представляет внушительное зрелище" (Капабланка), он победитель многих крупных международных турниров: Будапешт (1921); Баден-Баден (1925); Кечкемет (1927); Сан-Ремо (1930); Блед (1931); Лондон, Берн, Пасадена (1932); Париж (1933); Цюрих (1934); Эребру (1935).

В 1935 уступил звание чемпиона мира М. Эйве, но в 1937 взял убедительный реванш. В 1938-39 между Алёхиным и М. Ботвинником велись переговоры о матче на первенство мира, которые прервала 2-я мировая война 1939-45. В 1946 переговоры о матче возобновились, но преждевременная смерть Алёхина помешала его проведению. Последние месяцы жизни Алёхин провёл в бедности и одиночестве в Португалии.

Всего Алёхин выступил в 87 турнирах, в 62 из них занял 1-е место. Провёл 23 матча, в том числе 5 на первенство мира; выиграл 17 матчей, 4 свёл вничью и 2 проиграл (В. Ненарокову, 1909, и Эйве, 1935). Всего сыграл 1264 турнирные и матчевые партии (+735, -127, ==402), многие из них отмечены призами за красоту.

Спортивным успехам Алёхина способствовали самокритичность, требовательное к себе отношение: "Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни" (Алёхин). Многие тысячи партий Алёхин сыграл в гастрольных выступлениях и в сеансах одновременной игры, в том числе, не глядя на доску; "по-видимому, Алехин обладал самой замечательной шахматной памятью, которая когда-либо существовала" (Капабланка).

С М. Чигориным Алёхина роднила преданность Шахматам, вера в их безграничные творческие возможности. "Для меня шахматы не игра, а искусство" (Алёхин). Цель Шахмат он видел "в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств". Обладая даром интуиции, ярким комбинационным зрением, Алёхин тонко понимал динамику позиций, всегда стремился к полнокровной игре. Развивая идеи Чигорина, Алёхин теоретически обосновал и практически утвердил конкретный подход к решению шахматных проблем, возникающих в той или иной позиции, и всегда "стремился не поддаваться обману кажущейся простоты позиции, кажущейся естественности ходов" (Р. Рети).

В своих партиях и теоретических работах Алёхин показал неразрывную связь дебюта с миттельшпилем и эндшпилем, последовательно осуществлял свои стратегия, планы, навязывая соперникам сложную игру на всех стадиях шахматной партии. "Когда я думаю о том, какие творческие идеи вкладывал подчас Алехин в доигрываемые позиции, какие неожиданные пути он находил, я проникаюсь величайшим восхищением перед мастерством Алехина" (Эйве).



В области дебютной теории Алёхину принадлежит разработка оригинального метода развития (Алехина защита), создание ряда новых систем в испанской партии, французской и сицилианской защитах, в защите Каро-Канн, ферзевом гамбите, защите Нимцовича и в других дебютах. Как аналитик опубликовал ряд книг и сотни статей по теории и практике шахматной игры. "Шахматные произведения Алехина, крупнейшего шахматного художника прошлого, будут жить века. Разыгрывая алехинские партии, шахматисты грядущих поколений будут получать истинное эстетическое удовольствие, и удивляться мощи его гения" (Ботвинник).
страница 1
скачать файл


Смотрите также: