moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1

Первые сионисты



Историография одурачивает нас, и те, кто переписывает историю заново, скрывают от нас сведения об историческом и демографическом перевороте, который свершился в Иерусалиме в начале 19-го века. Этот переворот изменил отношение всех евреев мира к еврейскому ишуву в Эрец Исраэль. Доктор Арье Моргенштерн доказывает в своих исследованиях, что сионизм начался не с Бен-Гуриона, и даже не с Герцля. Интервью
Шмуэль Лерман
Иерусалим 19-го века. Читателю, который перелистывает случайные книги и альбомы, Иерусалим тех времен представляется через призму зарисовок углем, изображающих стены Старого города, или фотографий, на которых видны убогие евреи, пробирающиеся по темным обшарпанным переулкам. Все это навевает мысли о загнивающем обществе, живущем за счет денег «халуки»1. Это впечатление не меняется и тогда, когда мы читаем о попытках выбраться из тесноты Старого города и основать новые жилые районы вне его стен. Сионизм? Он начался с Герцля, или на худой конец, с Ховевей Цион. Менахем Мендл из Шклова? Йеѓошуа Ривлин? Йоэль Моше Саломон? Погодите-погодите, Саломон? А, это тот самый, из песни про Петах-Тикву? Какое он имеет отношение к сионизму?

Так вот, к сионизму он имеет отношение, и еще какое. И к сионизму, и к Иерусалиму. Но историография одурачивает нас, и те, кто переписывает историю заново, издеваются над нами. Ведь то, что произошло в Иерусалиме в 19-м веке, отразилось на сионистском движении в странах рассеяния и послужило толчком к самой что ни на есть сионистской деятельности в городе, его окрестностях и по всей Эрец Исраэль. Йоэль Моше Саломон, например, был внуком Шломо Залмана Цорефа, одного из учеников Виленского Гаона. Юный Йоэль Моше с молоком матери впитал учение Виленского Гаона о том, что Избавление еврейского народа придет естественным путем, и это будет процесс медленный и постепенный, требующий от нас практических усилий. Да, десятина земли здесь, десятина там. Петах-Тиква была основана задолго до Герцля и за несколько лет до Первой алии. Но Петах-Тиква – это всего лишь малая деталь общей картины, а Йоэль Моше Саломон – какой из него сионист? Он же одевался в черный фрак.

Историк д-р Арье Моргенштерн, научный сотрудник центра «Шалем», уже много лет исследует историю Эрец Исраэль вообще, и Иерусалима в частности, в 19-м веке. До сих пор он опубликовал шесть книг. Его шестая книга: «Возвращение в Иерусалим – возобновление еврейского заселения Эрец Исраэль в начале девятнадцатого века» вышла в свет совсем недавно. И хотя книга полна сухих данных и копий старых документов, от нее невозможно оторваться. Прочитав ее, начинаешь понимать, как сильно повлияло развитие еврейского населения Иерусалима (численность которого составляла приблизительно две тысячи в начале века и увеличилась в двадцать раз к концу века, достигнув сорока тысяч) на представление евреев всего мира об Иерусалиме как о реальном, живом и развивающемся городе. В книге обнаруживаются и «подводные течения», например, рассказ о мессианстве толка Виленского Гаона как главном факторе развития города.

Действительность сильнее, чем надежды
Известный израильский писатель А. Б. Йеѓошуа пишет в своей книге «В защиту нормальности»: «Бесспорным свидетельством того, что евреи не прилагали никаких усилий, чтобы вернуться в Эрец Исраэль, служит число евреев, живших здесь в начале 19-го века. Всего лишь пять тысяч евреев (из народа, численность которого составляла 2,5 миллиона человек) жили здесь после нескольких волн алии... Сионизм начался в конце 19-го века, и его движущим фактором была не вновь пробудившаяся тоска по Сиону, и даже не внезапно возникшая ненависть к странам рассеяния... Сионизм возник из-за чувства страха перед жизнью в диаспоре... и этот страх перевесил у отдельных немногочисленных евреев страх перед Эрец Исраэль. Сионизм в начале своих дней являлся движением единиц, и он был отторгнут большинством народа, прежде всего, его религиозной частью».
Доктор Моргенштерн, в своих словах А. Б. Йеѓошуа выражает пренебрежительное отношение ко всему, что происходило в Иерусалиме и вообще в Эрец Исраэль в 19-м веке. Есть ли в его словах доля правды?

А. Б. Йеѓошуа игнорирует проблему, которая является неотъемлемой частью иудаизма: политика, основанная на трех клятвах, приведенных в Талмуде2. А ее нельзя игнорировать. Наряду с тем, что в еврейской религии есть непрестанное духовное стремление к Земле Израиля, которое неотделимо от еврейского образа жизни – оно выражено в молитвах, в благословениях и т. д. – был также политический аспект, который основывался на запретах «вставать стеной», восставать против народов мира и пытаться насильно ускорить процесс Избавления. Невозможно игнорировать тот факт, что в еврейском народе – наряду с тягой к Эрец Исраэль – было наложено табу на переселение в эту землю. Это была политическая позиция абсолютной пассивности во всем, что касается процесса Геулы. Нам запрещено предпринимать какие бы то ни было активные действия в том, что связано с Эрец Исраэль, нигде и ни при каких обстоятельствах.

И несмотря на это, во всех поколениях были евреи, которые пытались найти в Священном Писании какой-нибудь намек или ссылку, связанные с процессом Геулы и предсказанием срока окончательного Избавления. Несмотря на все препятствия, в народе всегда сохранялась тяга к Земле Израиля, которая была основана отчасти на предсказаниях сроков окончательного Избавления, но, с другой стороны, и на анализе реального положения дел: создались ли уже необходимые условия, пришло ли время. На протяжение всего шестого тысячелетия (по еврейскому летоисчислению), начиная с 1240 года, почти в каждом веке были волны алии в Эрец Исраэль, к которым присоединялись и величайшие мудрецы поколения. И эти волны всегда были связаны с политическими условиями. Шестое тысячелетие воспринималось в еврейском народе как тысячелетие Геулы, и народ проанализировал ситуацию и сказал: пришло время. Алия трехсот раввинов в 1240 году была основана на подсчетах сроков окончательного Избавления, но также и на исторических выводах: империя крестоносцев пала, Эрец Исраэль – по словам Рамбана – не принимает наших врагов и останется в запустении, пока мы не вернемся в нее. И с тех пор это повторялось в каждом веке. Современный еврейский национализм начался в 13-м веке. Евреи прилагали нечеловеческие усилия, чтобы приехать в Святую землю. Они были убеждены, что Машиах не придет, если евреи не будут жить в Земле Израиля.

Почему все эти волны алии постигла неудача?

Потому, что действительность была сильнее, чем надежды. Мы забываем, что мусульмане не давали евреям возможности осесть в Иерусалиме. Евреев преследовали, им запрещали селиться в городе, в Иерусалиме царили ужас и смерть, и условия жизни в нем были особенно тяжелы. В Алеппо, Константинополе или Измире евреи жили прекрасно. Но только не в Иерусалиме, потому что в этом городе велась борьба между исламом и иудаизмом. Тот, кто утверждает, что проблема была в евреях, не знает, что говорит. Но есть и ученые, которые представляют это в таком свете, скрывая от нас факты. Последовательность еврейского поселения в Иерусалиме была прервана только потому, что ислам не хотел уступить.

В Константинополе, например, жили сефардские евреи. Они обладали гражданскими правами, принимали участие в управлении, – одним словом, жили совсем неплохо. Но стоило им только переселиться в Иерусалим, как они начинали подвергаться преследованиям со стороны властей Вакфа и правителей-самодуров, которые облагали их непосильными налогами и всячески отравляли им жизнь. Мусульмане знали, что евреи, живущие в Эрец Исраэль – это посланцы всего еврейского народа, и что если понадобится, евреи мира будут готовы заплатить любые деньги, чтобы выкупить из плена своих братьев, живущих на Святой земле, – и потому они сажали евреев в тюрьмы, издевались над ними и воздвигали перед ними непосильные препятствия. Существовало такое постановление мусульманской религии: еврейской общине Иерусалима запрещено превышать численность в пятьдесят семей. Семьи, которые не входили в этот список, были вынуждены давать властям бакшиш. Это означает, что если в Иерусалиме в какой-то период жило двести еврейских семей, над ста пятьюдесятью из них висела вечная угроза изгнания. Обо всем этом А. Б. Йеѓошуа и пост-сионистские исследователи не упоминают ни словом.

Геула произойдет естественным путем
В 19-м веке картина начинает меняться.

Совершенно верно. В начале 19-го века в Эрец Исраэль приезжают ученики Виленского Гаона. Они были сплоченной группой, проникнутой высокой мотивацией. Виленский Гаон учил их, что Геула произойдет естественным путем, и что необходимо восстанавливать Святую землю из руин. Раби Менахем Мендл из Шклова, один из ближайших учеников Гаона, говорил, что даже если восстановить хоть одну руину, это уже начало процесса Избавления. Такая пламенная вера, наряду с вмешательством великих держав, привела к тому, что турки и арабы стали беспомощны, и еврейский ишув рос и укреплялся. И это доказывает несостоятельность теории А. Б. Йеѓошуа: когда власти не чинили особых препятствий, численность еврейского населения Эрец Исраэль увеличивалась.


Какова была ситуация с покупкой домов и земель?

В Иерусалиме евреям было запрещено приобретать недвижимость. Все земли принадлежали Вакфу. Только в 1867 году, под давлением великих держав, турецкий султан был вынужден предоставить евреям право покупать земли и дома в Иерусалиме.


Вы говорите о массовой алие начала 19-го века. Насколько я знаю, евреи приехали тогда в Цфат, а не в Иерусалим, и их было всего несколько сотен семей. Это можно назвать массовой алией?

По сравнению с тем, что было тогда в Эрец Исраэль, это можно считать массовой алией. Кстати, и по сравнению с тем, что было потом. Алия Билу состояла всего из нескольких десятков человек, и ей придается очень большое значение. Алия учеников Виленского Гаона могла бы быть еще более массовой. 511 человек прибыли с тремя первыми волнами алии – и это очень много. Эти люди не бежали от нищеты и преследований. Они приехали сюда по чисто идеологическим мотивам – чтобы осваивать и заселять эту землю. Эта алия была прервана из-за эпидемии в Цфате в 1813 году. Из всех новоприбывших осталось в живых только около семидесяти человек. И как отреагировали на это в Литве? «Если же вы встанете стеной, Я разрешу проливать вашу кровь, как кровь диких ланей»3. То есть алию постигла неудача, потому что евреи нарушили три клятвы. Раби Менахем Мендл из Шклова, возглавивший эту алию, утверждал, что Виленский Гаон отменил эти клятвы, и несчастье произошло не из-за них, а из-за того, что евреи не поселились в Иерусалиме. И он ходатайствовал перед властями, чтобы добиться разрешения поселиться в Иерусалиме.


Не все ученики Виленского Гаона придерживались одинакового мнения по поводу алии в Эрец Исраэль. Например, как Вы объясняете абсолютную пассивность ближайшего ученика Гаона – раби Хаима из Воложина?

Совершенно верно. В Литве была полемика на эту тему. Мистический подход, связанный с учением Гаона, гласил, что 5600 год по еврейскому летоисчислению (1840) – это год начала Геулы, а период, который предшествует ему, – это период «стирания памяти Амалека». Как мне кажется – но у меня нет доказательств этому – раби Хаим из Воложина и другие ученики Гаона считали, что «стереть память Амалека» означает взрастить поколение мудрецов Торы и укрепить бытие еврейского народа. Судя по всему, между учениками Виленского Гаона велась допустимая полемика по этому вопросу. Вместе с тем, в первом письме от новоприбывших упоминалось, что раби Хаим из Воложина советовал им купить по приезде земельные участки, чтобы они могли, обрабатывая их, исполнить заповеди, связанные с Эрец Исраэль.


Существуют ли ясные доказательства того, что Виленский Гаон поощрял своих учеников переселяться в Землю Израиля?

Нет никаких документов, которые бы доказывали это, но нам известно, что сам Гаон предпринял попытку приехать в Святую землю в 1778 году. Мы обнаружили в Амстердаме документы, которые подтверждают это. Он стремился написать новый Шульхан арух, чтобы приблизить Избавление. Он сказал своему ученику, раби Исраэлю из Шклова, что ему известны все тайны Торы, кроме двух тайн из книги Зоѓар, и если бы он понял и их, то пришел бы Машиах. Все это являет нам лурианский подход к процессу отбора искр святости. Виленский Гаон поехал в Амстердам, чтобы найти там книгу Ор якар – толкование раби Моше Кордоверо на книгу Зоѓар – и попытаться понять с ее помощью те тайны, которыми не сумел овладеть, и тогда он сможет написать новый Шульхан арух. Он не нашел рукописи, которую искал, вернулся в Вильно и открыл там бейт мидраш.

До тех пор Гаон учился в одиночестве, а теперь он имеет учеников, которые, проучившись у него какое-то время, едут в Святую землю. Он преподает им трактат Зраим и трактат Кдошим, и вероятно, говорит им о необходимости жить в Эрец Исраэль, соблюдать заповеди, связанные с Эрец Исраэль, и готовиться к Геуле путем заселения Эрец Исраэль. Не просто жить в ней, а активно восстанавливать ее из руин. И поскольку нет однозначных свидетельств – «Гаон сказал мне то-то и то-то» – можно сделать один из двух выводов: либо это было чем-то само собой разумеющимся, и поэтому никто не видел надобности упоминать об этом, либо эту идею развил раби Менахем Мендл из Шклова на основе того, что слышал от Гаона или думал, что Гаон намекает на это. Так или иначе, ученики Гаона, вероятно, поняли из слов своего учителя, что необходимо начать процесс Машиаха бен Йосефа – то есть приступить к практической деятельности в Эрец Исраэль. В этом состоит переворот, совершенный ими. И до них были волны алии – например, алия хасидов – но все они были движимы стремлением приблизить Геулу мистическими путями. А раби Менахем Мендл из Шклова, который сам был великим мистиком, не прибегал к практической каббале. Он был человеком дела и считал, что только заселение Эрец Исраэль и ее восстановление поможет приблизить срок Геулы.
Идея о том, что Избавление произойдет естественным путем, и что необходимо прилагать практические усилия для освоения Эрец Исраэль, – это мощный двигатель, который не прекращает свою работу вот уже двести лет. Ею руководствуются как религиозные, так и светские сионисты, правда, последние – в завуалированной и немного видоизмененной форме. Но она совершенно не прижилась в среде харедим литовского направления, которые являются прямыми продолжателями учеников Виленского Гаона. Как вы это объясняете?

Ученики Гаона говорили о постепенном, длительном процессе, который характеризует период Машиаха бен Йосефа, чье искрой – считали они – был Гаон. Но вера, что Машиах придет в 5600 году, была очень сильна. Однако Машиах не пришел, и положение было очень тяжелым. Поэтому люди сказали: мы пытались, приехали на Святую землю, преступили три клятвы – и нас постигла неудача. Значит, мы выбрали неверный путь. В дальнейшем, когда уже было позволено покупать земельные участки, и были построены новые районы вне стен Старого города, жители Иерусалима уже не очень-то верили в правильность этого пути. Часть из них была потомками тех, кто в свое время, будучи охвачены фанатичной верой, сказали ученикам Виленского Гаона: «Где же Машиах, которого вы нам обещали?», или фанатиков из Венгрии и Польши. Прушим – потомки учеников Гаона – не были фанатиками. Они стремились восстановить Землю Израиля из руин.



«Танай-пособник Гуш Эмуним»
В своей статье в журнале «Нэкуда» («Поселения на территориях завели нас в тупик», № 300) историк Эмануль Аткес писал: «Как человек, который уже десятки лет занимается изучением и исследованием истории еврейского народа, я убежден, что если бы здесь оказались великие еврейские мудрецы прежних поколений, они бы не поняли, что происходит. У нас есть заповедь жить в Эрец Исраэль, но нет ѓалахической обязанности строить в ней поселения. Хасиды и люди труда, которые приезжали в Святую землю, чтобы исполнить заповедь ее заселения, со Средних веков и до конца 19-го века, селились в одном из четырех Святых городов4. Общеизвестно, что «заповедь» основания новых поселений в Эрец Исраэль придумали члены сионистского движения в конце 19-го века, и она стала одной из неотъемлемых частей сионистского эпоса».
Доктор Моргенштерн, я полагаю, что Вы не согласны с этими словами.

Совершенно очевидно, что научный подход Эмануэля Аткеса продиктован его политическими убеждениями. Он пишет о себе, что как историк никогда не слышал о заповеди заселения Эрец Исраэль. Он может придерживаться мнения Рамбама и других мудрецов, которые не включали эту заповедь в перечисление заповедей Торы, но дело не в этом. Даже если он думает, что нет такой заповеди, он не может игнорировать мистическую подоплеку поступков людей, особенно в 19-м веке. Ученики Виленского Гаона приехали сюда, чтобы восстанавливать Эрец Исраэль из руин и осваивать земли, пребывающие в запустении. Они открыто заявляли об этом. Они писали: если мы пришли в этот мир только для того, чтобы возобновить заселение Эрец Исраэль – этого достаточно. Именно поэтому они вкладывали средства в строительство и покупку земельных участков и видели в этом исполнение великой заповеди, возобновление Божественного присутствия. Эти люди верили в Избавление не как в чудо, а как в долгий постепенный процесс. Обо всем этом Аткес не слыхал? Даже если эта заповедь не упомянута в Торе, как можно закрывать глаза на все это? Мой вывод прост: у него есть политические убеждения, связанные с сегодняшними поселениями на территориях, и в этом свете он понимает историю еврейского народа.


Может быть, Ваше увлечение 19-м веком также связано с вашим личным мировоззрением? Наши убеждения всегда могут повлиять на нашу интерпретацию фактов.

Разумеется, это оказывает влияние, но историк обязан обращать внимание на факты, которые лежат перед ним. В своей книге «Единственный в своем поколении» Аткес игнорирует тягу Виленского Гаона к Эрец Исраэль. Почему? Потому что он утверждает, что Гаон не был подвержен мессианству. Он строит образ Гаона на основе учения раби Хаима Соловейчика, который в самом деле был анти-мистиком. Но это же анахронизм – привязывать исторический сюжет конца 19-го века, его образы и рационалистическое мировоззрение литовских евреев, к образу Гаона. Виленский Гаон был рационалистом в своем пути изучения Торы, но он был и мистиком. Аткес не желает, чтобы Гаона называли «танаем-пособником Гуш Эмуним».



Поворотный момент
Теория, которую Вы излагаете в своей книге, в чем-то революционна. Вы утверждаете, что приезд евреев в Иерусалим в 19-м веке и развитие города оказали влияние на весь сионизм. Существуют ли свидетельства этого влияния? К примеру, что кто-то из Ховевей Цион сказал: «Видите, Иерусалим пробуждается к жизни, давайте предпримем что-нибудь»? Была ли исследована эта связь?

В России почти в каждом еврейском доме стояла касса для сбора пожертвований в пользу евреев Эрец Исраэль. Синей коробочке Керен каемет было у кого поучиться. Тема Эрец Исраэль всегда занимала важное место в общественном сознании народа. И хотя от алии учеников Виленского Гаона до начала деятельности Ховевей Цион прошло пятьдесят лет, но два эти явления взаимосвязаны. Еврейский ишув в Эрец Исраэль был реальным, свершившимся фактом, а не чем-то духовно-мистическим. В главе о еврейской прессе я упоминаю дискуссию о развитии еврейской общины Иерусалима, состоявшуюся в те дни – нужно или не нужно создавать ремесленные мастерские, больницы. В 18-м веке такого не было. В 19-м веке весь еврейский народ ощущал свою причастность к тому, что происходит в Эрец Исраэль, и это оказывало влияние на всю еврейскую жизнь. Рав Хаим Берлин приезжает в Эрец Исраэль, гаон раби Элияѓу Давид Рабинович-Теомим (ѓа-Адерет), раби Шмуэль Салантер. Между странами диаспоры и еврейским ишувом в Эрец Исраль возникает прочная связь, и члены Ховевей Цион, большинство которых придерживались традиционного образа жизни, ощущали все это. Факт остается фактом: уже в середине 19-го века в Иерусалиме есть еврейское большинство. Этого не было со времен разрушения Второго Храма. А к концу того же века в Иерусалиме проживает сорок тысяч евреев – в двадцать раз больше, чем в его начале, и они обладают правом приобретать земельные участки и дома. Такого не было на протяжение всей истории Иерусалима. Все эти факты были общеизвестны, и они без всякого сомнения повлияли на настроения в еврейских общинах диаспоры.


Но члены Ховевей Цион создавали сельскохозяйственные поселения, они не жили в Иерусалиме.

Совершенно верно. Это потому, что они не хотели жить на средства «халуки», а стремились обрабатывать землю. Но важно знать, что и ученики Виленского Гаона непрестанно искали способы создания альтернативных источников заработка, чтобы стать независимыми от «халуки». Сохранились исторические документы, которые свидетельствуют о том, что уже в тридцатые годы 19-го века они обратились к египтянам, к Мухаммеду Али, с просьбой о покупке земель для сельскохозяйственной обработки. Есть судебные документы, доказывающие, что ученики Гаона сразу же по приезде в Эрец Исраэль хотели купить магазины, создать фабрику по производству мыла и растительного масла – но все их старания потерпели провал, потому что мусульмане отказывали им во всех их просьбах.


Когда произошел поворот в жизни евреев Иерусалима?

В 1866 году евреи, прибегнув к хитрости (еврейская женщина переоделась арабкой), сумели приобрести землю, на которой был построен район Нахалат Шива. Одним из его инициаторов был Йеѓошуа Ривлин, который ночевал там каждую ночь в течение двух лет, пока участок не был застроен. В этой инициативе принимал участие и Йоэль Моше Саломон, внук одного из ближайших учеников Виленского Гаона, Шломо Залмана Цорефа. После того, как Нахалат Шива был построен, Йоэль Моше Саломон занялся сельскохозяйственной деятельностью и пытался купить земли для этого. В 1867 был принят закон, который позволял евреям приобретать земельные участки, и были куплены земли в Моце и в Иерихоне. Йоэль Моше Саломон стал также одним из инициаторов покупки земель, на которых впоследствии было основано сельскохозяйственное поселение Петах-Тиква. Он был движим стремлением приблизить Геулу. И он тоже, как и Йеѓошуа Ривлин, впитал с молоком матери учение Виленского Гаона.


Как сефардские евреи, жившие в Иерусалиме, относились к идее «начала Избавления»?

Мессианство сефардских евреев закончилось в 18-м веке. В тот период величайшие мудрецы Торы – Хаим бен Атар, Хаим Абулафия, Исраэль Яаков Альгази, Хида (раби Хаим Йосеф Азулай) и Рашаш (раби Шалом Шараби) – пытались приблизить срок Избавления в преддверии 5500 года по еврейскому летоисчислению (1740), но не преуспели в этом. Машиах не пришел ни в 1740 году, ни позднее. В 5512 (1752) году три величайших каббалиста – Хида, Рашаш и раби Хаим Делароза – предприняли попытку приблизить приход Машиаха магическим образом. Об этой попытке было написано, что во время нее голос с Небес произнес: «Разойдитесь, иначе вы пострадаете!» Эта неудача вызвала кризис в еврейском сефардском мире. С тех пор и вплоть до наших дней сефарды – в том числе и рав Овадья Йосеф – отстраняются от любых проявлений мессианства. Именно в этом причина пассивности, которая была свойственна сефардским евреям в Иерусалиме в 19-м веке.


Как историк, о каких научных открытиях, связанных с историей 19-го века, вы мечтаете?

Я хотел бы обнаружить книгу хроник еврейской общины Цфата. В ней есть все записи, связанные с алией учеников Гаона. Ее местонахождение неизвестно, но мы знаем, что она сохранилась. Когда Цфат был разрушен, раби Исраэля из Шклова не было в городе. Он находился на пути в Иерусалим, и книга была при нем. Эту книгу видел Арье Лейб Фрумкин, и он приводит цитаты из нее в своем жизнеописании мудрецов Иерусалима. С тех пор книга исчезла.





1 Пожертвования евреев диаспоры, которые доставлялись в Эрец Исраэль и делились там между местными евреями (прим. переводчика).

2 В Вавилонском Талмуде (трактат Ктубот, 111а) приводятся три клятвы, которыми Всевышний заставил поклясться народ Израиля: что они «не встанут стеной» (под этими словами подразумевается массовое переселение в Эрец Исраэль до того, как придет этому время), не будут восставать против народов мира и пытаться преждевременно приблизить срок Избавления (прим. переводчика).

3 Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот, 111а (прим. переводчика).

4 Иерусалим, Хеврон, Тверия и Цфат (прим. переводчика).




страница 1
скачать файл


Смотрите также:
Первые сионисты
153.84kb. 1 стр.