moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Сопоставительный анализ словообразовательных моделей

шахматных терминоэлементов в русском и польском языках
Кюприйски Борислав Петков
Студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

Москва, Россия

Известно, что процесс словообразования терминоэлементов как составных частей терминов по сути своей тождественен образованию слов общей лексики [Татаринов 1995: 150]. При этом наличие тех или иных формантов, различных словообразовательных моделей, их частотность позволяют выявить черты, характерные для того или иного языка.

Благодаря сопоставительному анализу терминов и терминоэлементов становится возможным проследить отличия на уровне языковой картины мира сопоставляемых языков. Особенностью сопоставительного, или конфронтационно-типологического, анализа в терминологических системах, в частности, на словообразовательном уровне, является сопоставление терминов с нетерминами [Лейчик 1998: 146]. С одной стороны, это усложняет работу, но с другой – делает анализ полнее, что расширяет возможности исследования и способствует получению более точных результатов.

Исходным языком исследования являлся польский. К польским терминоэлементам нами подбирались русские соответствия и на основе отличия словообразовательных моделей делались определённые умозаключения. Источником языкового материала послужили: на русском языке – словарь шахматных терминов под редакцией Карпова (Шахматы. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Е. Карпов. – М., 1990), на польском языке – словарь шахматных терминов «Шахматы от А до Я» под редакцией Литмановича и Гижицкого (W.Litmanowicz, J. Giżycki. "Szachy od A do Z", Warszawa, 1986. Т. 1, 2). Были применены компонентный анализ и метод семантических множителей.

Проведённое исследование показало, что существуют различия между словообразовательными моделями терминоэлементов в русской и польской шахматных терминологических системах (называемых далее РШТ и ПШТ соответственно). Как было выявлено, в ПШТ прилагательные занимают более существенное место, чем в РШТ, но терминоэлементы-причастия функционируют наряду с терминоэлементами-прилагательными в терминологических системах обоих языков. В ходе анализа было установлено, что ПШТ более адаптирована к латинским заимствованиям, нежели РШТ.

В результате изучения семантики производных слов – терминоэлементов – обнаружилось следующее. В РШТ нет установленной в ПШТ тенденции к образованию терминов и терминоэлементов с собирательным значением. Любопытно также, что в ПШТ прослеживается значимость гендерной дифференциации, что отражает особенности польской языковой картины мира. По определённым морфемным составляющим можно также сделать вывод о том, что термины и терминоэлементы ПШТ обладают большей эмоциональностью за счёт использования разных вариантов формантов.

Литература



Татаринов В.А. История отечественного терминоведения: В 3-х т. М., 1995. Т.2.

Лейчик В.М. Бесекирска Л. Терминоведение: предмет, методы, структура. Białystok, 1998.
страница 1
скачать файл


Смотрите также: