moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1 страница 2 страница 3


РОССИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ШАХМАТИСТА им. М.М. БОТВИННИКА

ШАХМАТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. МОСКВЫ

ШАХМАТНЫЙ КЛУБ им. Т.В. ПЕТРОСЯНА

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

Г.К. Овакимян

ДЕЛОВАЯ ИГРА НА ОСНОВЕ ШАХМАТ

ИЛИ

ДЕЛОВЫЕ ШАХМАТЫ



Методические рекомендации


МОСКВА

2001


УДК 159.9

ББК 88.8

О31
Рецензенты: Крюков Александр Иванович, вице-президент Российской шахматной федерации, директор Центрального дома шахматиста им. М.М. Ботвинника;

Смагин Сергей Борисович, вице-президент Шахматной федерации г. Москвы, директор Клуба им. Т.В. Петросяна, международный гроссмейстер;

Лидерс Александр Георгиевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Автор: Овакимян Грачя Карленович, кандидат медицинских наук


ОВАКИМЯН Г.К.

ДЕЛОВАЯ ИГРА НА ОСНОВЕ ШАХМАТ ИЛИ ДЕЛОВЫЕ ШАХМАТЫ. Методические рекомендации. М., 4-й филиал Воениздата, 2001., 32 с.

Деловые шахматы – это командная деловая игра в шахматы по Интерактивному когнитивному сценарию. Последний, не изменяя традиционные правила любой многоэтапной игры (шахматы, го, рендзю, шашки, пента, отелло-реверси, сянци - китайские шахматы, сёги - японские шахматы и др.), превращает ее в полноценную деловую или ситуационно-ролевую командную игру. Отсюда и название – Деловые шахматы. Это значительно расширяет сферу возможного использования в данном случае шахматной игры: от зрелищного спортивного соревнования и метода принятия эффективного группового решения до деловой общеобразовательной игры, метода психодиагностики, интеллектуального и социально-психологического тренинга.



Методические рекомендации рассчитаны на профессионалов и специалистов в указанных областях, а также на самый широкий круг читателей, интересующихся интеллектуальными играми и сферами их возможного применения.


О


4702010202

без объявл.

 Овакимян Г.К., 2001

У 94(03) – 2001

ISBN 5-86490-071-3









СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...

4

ГЛАВА 1.

Стратегические и тактические механизмы реализации сценария: ветвление, отбор, рейтинг ветви, распределение, перераспределение, шахматный пас

6

Расположение игровых демонстрационных досок, рабочих столов, часов, игроков, судей и телеоператоров...

10

ГЛАВА 2.

Основные социально-психологические понятия: социально-ролевая структура команды, социальный рейтинг, групповая динамика, основы конструктивного общения…………………………………………………..

13

Основные методы и формы проведения шахматного социально-психологического тренинга…………………

17

ГЛАВА 3.

Пример партии в Деловые шахматы:

Староиндийская защита………...…………….……….

20

Выводы……………………………………………….

28

ЛИТЕРАТУРА………………………………….

32



ВВЕДЕНИЕ


Деловые шахматы - игра по Интерактивному когнитивному сценарию (ИКС) - не затрагивают правил самой шахматной игры. Так что в силе остается известное выражение Т.В. Петросяна (1969): «При любой системе надо, прежде всего, хорошо играть в шахматы». Это очевидно, как и то, что писатель должен, прежде всего, хорошо владеть языком, а футболист - мячом. Хотя вполне справедливым относительно этого сценария будет и высказывание специалиста в области деловых игр Д.Н. Кавтарадзе (1998): «Это сложный коллективный тренажер, опыт работы с которым приходит постепенно, поэтому необходимо больше “играть”». И это тоже понятно: писатель должен еще разбираться в человеческих отношениях, а футболист - обладать навыками командной игры.

Именно благодаря характеру эффективной многоэтапной совместной (групповой) интеллектуальной деятельности становится возможным применение Деловых шахмат в различных областях: от зрелищного спортивного соревнования и деловой образовательной игры до сложной научно-практической модели и метода психодиагностики и группового социально-психологического тренинга (Овакимян Г.К., 2001).

Проблема зрелищности шахматной игры была и остается одной из самых актуальных, что обусловлено недостаточным финансированием различных направлений развития шахмат (спорт, школьные шахматы и т.д.). Кроме того, доходы подавляющего числа шахматистов, увы, несопоставимо ниже, чем у многих других спортсменов. Деловые шахматы благодаря своей зрелищности создают тот необходимый товар, который может быть востребован на рынке спортивных шоу (Овакимян Г.К., 2001).

Особого внимания заслуживает возможность использования Деловых шахмат в качестве деловой общеобразовательной игры с целью проведения интеллектуального и социально-психологиче­ского тренинга, а также метода школьной психодиагностики интел­лекта, способностей, уровня достижений и психического развития. Это будет способствовать эффективной социализации и гармонич­ному развитию информационно-мыслительного (когнитивного), поведенческого (интерактивного) и эмоционального (мотивационного) компонентов личности учащихся общеобразовательных школ (Петровская Л.А., 1989; Рудестам К., 1993; Большаков В.Ю., 1996; Кавтарадзе Д.Н., 1998; Григорьева Т.Г. и др., 1999; Вачков И.В., 2000; Овакимян Г.К., 2001).

Игра в Деловые шахматы включает три основных раздела:


  1. Умение хорошо играть в шахматы;

  2. Умение эффективно пользоваться стратегическими и тактическими приемами, заложенными в сценарий;

  3. Умение поддерживать эффективную структуру ролевой и социальной организации команды.

Эти разделы необходимо учитывать и при проведении командных соревнований по Деловым шахматам, и в процессе интеллектуального и социально-психологического тренинга в школе. Поэтому для их организации необходимо привлекать как профессиональных шахматных тренеров, так и специалистов в области группового психотренинга.

Данные методические рекомендации посвящены второму и третьему разделам. Их важность хорошо иллюстрирует следующая аналогия с популярной командной игрой – Футболом. Так, никто не запрещает футболистам дружно бегать вокруг владеющего мячом капитана, оберегая его от соперников. Однако согласитесь, что это вряд ли будет эффективно. То же самое и в Деловых шахматах: все решения может принимать только капитан, а другие участники игры могут лишь консультировать его. Но команда, выбравшая такую стратегию, скорее всего, проиграет. В Деловых шахматах, как и в Футболе, да и в Жизни, могут применяться многие другие, значительно более эффективные схемы организации командной игры и принятия групповых решений. Именно этим проблемам и посвящены данные методические рекомендации.


ГЛАВА 1.

Стратегические и тактические механизмы реализации сценария Деловых шахмат: ветвление, отбор, рейтинг ветви, распределение, перераспределение, шахматный пас.


Основных стратегических механизмов реализации сценария всего два – это ветвление и отбор возникающих во время игры идей, мыслей, тактик или стратегий. Для того чтобы это стало возможным, игра проводится командами на нескольких досках. В зависимости от игровой ситуации могут возникать различные параллельные варианты продолжения игры, так называемые ветви, каждой из которых участниками отводится часть имеющихся досок. Число досок, принадлежащих определенной ветви, - это ее рейтинг. Последний отражает также внутригрупповой социальный рейтинг членов команды, выбравших данную ветвь (см. 2 главу).

Все!!! механизмы данного сценария представляют собой тот или иной вид распределения или перераспределения рейтингов ветвей и, соответственно, внутригрупповых социальных рейтингов участников игры и их подгрупп.

До первого ветвления на всех досках одинаковые позиции, так как делаются идентичные ходы. Это исходная ветвь, рейтинг которой равен числу досок, например, 5. Когда по инициативе одной из команд происходит ветвление, рейтинг материнской ветви распределяется между дочерними. Теоретически из одной исходной ветви за один ход, применив соответствующее число различных продолжений, можно получить 2, 3, 4 или 5 ветвей (схема 1А). Но тогда соперник будет лишен возможности ответного маневра. Чтобы этого не происходило, при ветвлении из одной позиции разрешается получать только две – раздвоение исходной позиции (схема 1Б).


5

5

До ветвления





1

1

1

1

1

2

3
После
А Б

Схема 1. Ветвление

Прямоугольниками обозначены ветви,

цифрами – рейтинги ветвей.

Если в процессе игры у одной из команд появится ветвь с проигрышной позицией, она может в ней сдаться и установить на этих досках выгодную для себя позицию другой параллельной ветви. Это так называемый отбор. При этом происходит перераспределение рейтингов этих ветвей или, проще говоря, рейтинг проигранной ветви прибавляется к рейтингу остающейся. Теоретически можно сдаться сразу во всех ветвях, кроме одной – выигрышной, что лишит противника возможности ответного маневра (схема 2А).


1

2

2

1

2

2

До отбора






5

3

2
х х х

После отбора



А Б

Схема 2. Отбор

Обозначения те же, что и на схеме 1.

Чтобы этого не происходило, при отборе разрешается сдаваться только в одной ветви, в результате чего из двух ветвей получается одна – сдвоение исходных позиций (схема 2Б). Проигрыш в одной из ветвей, естественно, приносит сопернику количество очков, соответствующее ее рейтингу. Дерево партии в Деловые шахматы, возникающее в результате применения вышеописанных механизмов, показано на схеме 3 (см. также схему 11 в 3 главе).


Схема 3. Дерево шахматной партии по ИКС

Прямоугольниками обозначены ветви и их рейтинги.



5
хода

1. d4 Kf6




O-O Ce3

7
3

2
.
Ветвление белых





1

1
ef f3


11. Ветвление белых



…Kc6 …dc

1
1

2
2.
Ветвление черных





1

1
…Фc8 …Фe7


18. Ветвление черных



2



24. Отбор. Счет 1:0 …х


25. Ничья. Счет 1,5:0,5 =


3

29. Отбор. Счет 1,5:2,5 х


4



37. Отбор. Счет 4,5:2,5 …х



48. Окончательный счет 4,5:6,5 х

Дополнительным, но очень важным тактическим механизмом реализации сценария Деловых шахмат является шахматный пас. Он представляет собой возможность перераспределения одной условной доски (единицы рейтинга) от одной ветви к другой без потери очков. Т.е. это механизм оперативной и безболезненной (без потери очков) коррекции рейтингов ветвей (социальных рейтингов участников) соответственно возникающим после каждого хода изменениям в оценках их позиций. Пас играет не только важнейшую связующую роль между ветвями, но и является основным механизмом взаимной поддержки членов команды, существенно повышая их взаимозависимость и способствуя росту сплоченности.

Кроме простого паса от одной ветви к другой, своеобразными его формами являются также:


  • ветвление, в результате которого появляется новая ветвь с единичным рейтингом. Назовем его пас-ветвление.

  • отбор, в результате которого ликвидируется ветвь с единичным рейтингом. Назовем его пас-отбор (схема 4 или схема 18).

Схема 4. Шахматный пас (фрагмент схемы 3)

Прямоугольниками обозначены ветви и их рейтинги.


…Фc8 …Фe7


1



1

1

18. Пас-ветвление черных …пас

2



19. Пас-отбор белых пас

2

1

Простой пас черных …пас



1

2



20. Простой пас белых пас
Шахматный пас значительно повышает право участников игры на риск и ошибку, так как при командной игре появляется возможность ее исправить без потери в счете. Кроме того, появляется возможность опять же без потери в счете оперативно корректировать неизбежно возникающие после каждого хода изменения в оценках позиций различных ветвей. Поэтому те или иные формы паса используются во время игры практически при каждом ходе - значительно чаще, чем ветвления и отборы. А дерево партии в Деловые шахматы и, соответственно, групповая динамика команд с использованием этого тактического механизма принимает намного более сложные формы (схема 4), чем представленные на схеме 3.

Расположение игровых демонстрационных досок, рабочих столов, часов, игроков, судей и телеоператоров.


Реально же все выглядит так, как показано на схеме 5. Партия ведется на пяти расположенных в ряд игровых демонстрационных досках. Позиция каждой ветви для удобства восприятия устанавливается только на одной из них с указанием рейтинга данной ветви. Т.о. реально задействованным оказывается число досок, равное числу имеющихся в данный момент ветвей. Перемещать фигуры на игровых досках после принятия коллективного решения разрешается только одному представителю команды, например, капитану. Эта мера предотвращает излишнее скопление перед ними игроков.

Игровые демонстрационные доски


3

4

5

2

1

4


4






Часы

2


2



ТО 2 ТО 3


Судейский

стол


5

5

Команда БЕЛЫХ Команда ЧЕРНЫХ


за рабочими столами ТО 1 за рабочими столами

Схема 5. Расположение игровых демонстрационных досок, рабочих столов, игроков, судей и телеоператоров (ТО).


Каждой из команд для свободного обсуждения позиций и расчета вариантов предоставляются рабочие доски, расположенные в виде группы столов по бокам от ряда игровых демонстрационных досок. За каждым рабочим столом одна из подгрупп команды обсуждает позицию одной из ветвей партии. Социальная и ролевая организация определяется командами произвольно, в соответствии с социальными рейтингами и представлениями ее членов об эффективных формах принятия решения в создавшейся игровой ситуации. На схеме 5 показано, что вся команда Белых обсуждает позицию только одной ветви на рабочем столе №2, а команда Черных разделилась на две подгруппы и одновременно обсуждает позиции двух ветвей за рабочими столами № 1 и № 3. Понятно, что тактика Черных более эффективна с точки зрения экономии времени на принятие решения во всех ветвях, которых одновременно может быть и пять.

Часы – одни на всю команду и переводятся после того, как Белые (Черные) сделают ход на всех игровых досках. Следовательно, увеличение (уменьшение) общего числа ветвей приведет, соответственно, к уменьшению (увеличению) времени на обсуждение каждой ветви. На всю игру командам можно давать по 1-2 часа, после чего можно добавлять по 1 минуте на каждый ход до конца партии.

Очень важным в свете современных проблем шахмат представляется то, что данный сценарий позволяет значительно сократить игровое время в партии, но не за счет качества игры (как в быстрых шахматах), а за счет уменьшения времени, необходимого для расчета вариантов. Очевидно, что свободный расчет на рабочих досках потребует меньше времени, чем традиционный расчет вслепую.

Число возможных версий данного сценария достаточно велико. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо заранее обговорить: 1) Рейтинг партии (исходное число условных досок); 2) Число игровых демонстрационных досок, т.е. максимально допустимое число ветвей. Оно может не совпадать с рейтингом данной партии, например, число игровых досок в партии равно 5, а ее рейтинг 10; 3) Число участников в каждой команде; 4) Правила ветвления, отбора, распределения, перераспределения и шахматного паса; 5) Время на обдумывание и форму его контроля.

В заключение рассмотрим различные варианты обозначения рейтингов ветвей на игровых демонстрационных досках (схема 6). Ранее использовались несколько магнитных карточек с указанными на них рейтингами (схема 6А). При необходимости карточки менялись. Более удобным представляется использование символов условных досок, например, магнитных звездочек (схема 6Б). При распределении, перераспределении и пасе просто перемещается число звездочек, соответствующее числу условных досок.

Однако оптимальной, по-видимому, является следующая форма: в качестве символов условных досок используются магнитные цифры, обозначающие номера этих условных досок (схема 6В). При необходимости соответствующее число цифр, подобно звездочкам, перемещается с доски на доску. При этом различные сочетания цифр позволяют маркировать возникающие ветви партии.


Игровые демонстрационные доски

3


2 3 5





А Б В

Схема 6. Варианты обозначения рейтинга ветви

на игровой демонстрационной доске:

А) магнитная карточка с указанием рейтинга ветви;

Б) магнитные звездочки числом, равным рейтингу ветви;

В) магнитные цифры - номера условных досок, входящих в данную ветвь.

Например, все показанные на схеме 6 (А, Б, В) ветви имеют рейтинг 3, так как в них входят три условные доски. Но в процессе игры могут возникнуть и другие ветви с рейтингом 3. Только вариант 6В несет в себе дополнительную информацию: в эту ветвь входят условные доски №№ 2, 3 и 5, а значит, ее можно обозначить как ветвь № 235 или № 352, что в данном случае не имеет значения. Это упрощает в том числе и запись партии (см. главу 3).

В заключение отметим, что, конечно же, оптимальным будет наличие в игровом зале локальной компьютерной сети и использование электронных аналогов шахматных часов и игровых демонстрационных досок с возможностью быстрого дистанционного изменения как позиций различных ветвей, так и их рейтингов.


страница 1 страница 2 страница 3
скачать файл


Смотрите также: