moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
@ЗАГОЛОВОК = "Россия на перекрестке двух миров" - новая книга Элен Каррер д'Анкосс - часть-2

Ряд российских экспертов задаются также вопросом - не является ли иллюзорным нынешнее процветание России, не строится ли сегодняшнее могущество страны на песке, не рухнет ли оно в одночасье? Другие российские эксперты сокрушаются по поводу "провала политической модернизации" и "ошибочных претензий России противопоставить альтернативную западному миру цивилизацию". По их мнению, в отличие от стран Азии, которые сохранили традиционные культурные ценности, Россия разрушила собственную культуру и оказалась в "цивилизационном вакууме".

Поэтому, считают такие эксперты, Россия должна отказаться от всего, что было сделано после 1990 года, в том числе от претензий на статус великой державы, и во всем следовать примеру западных стран.

Этот тезис находит поддержку среди части российской элиты, но отнюдь не среди ее нынешнего руководства, которое выступает за модернизацию страны, но не любыми средствами, и тем более не среди большей части российского общества, которое никогда не согласится с подобным резким поворотом, подчеркивает автор. Слишком горькое воспоминание осталось в памяти у россиян от начала 1990-х годов - свобода нужна всем, но не ценой полного краха России.

По оценке автора "России на перекрестке двух миров", большинство граждан РФ осознают, что "модернизация страны отнюдь не закончена, что предстоит пройти долгий путь, прежде чем Россия полностью возродится". То есть, "обретение былой силы - это лишь часть возрождения". Именно о сильном государстве, современном и высокодуховном, неизменно шла речь в дискуссиях, которые велись в России в ХIХ веке.

Так каков же должен быть ответ на вопрос - стоит ли до сих пор бояться России? "Вместо того, чтобы бояться России, пришло время попытаться понять ее, - считает Каррер д'Анкосс. - Понять, что эта великая страна, раздираемая между двумя мирами, все-таки идентифицирует себя с Европой и намерена разделить с ней общую судьбу. А нам остается помочь ей в этом".

Было бы несправедливым не упомянуть о других публикациях во Франции весьма известных авторов на эту же тему, в подтверждение или дополнение основных тезисов постоянного секретаря Французской академии. Отношения между Россией и Европой уже многие годы будоражат умы как в России, так и на Западе. Эта тема всегда - предмет горячих дискуссий и споров, участники которых нередко придерживаются прямо противоположных позиций. Об этом и шла речь в Российском центре науки и культуры в Париже в октябре прошлого года на презентации опубликованной здесь на русском языке книги "Россия и европейская идея".

Российский европеизм стал не только одним из течений политической мысли, но и объективной реальностью, он отражает отношение России к Европе и остается площадкой не только взаимодействия, но и постоянной конфронтации различных точек зрения - консервативной, либеральной или радикальной. Такую точку зрения высказал тогда автор книги, директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян. Со времен Александра Герцена понятие "европеизм" стало предметом острых дискуссий, которые сотрясали российское общество, эта тема не раз раскалывала российское общество, по ней нет единства и сегодня. Российский европеизм во многом определяется проблемой идентичности, глубоко свойственной национальным особенностям России, отметил академик.

В своей книге Александр Чубарьян дал глубокий анализ теоретических, культурных и исторических аспектов эволюции "европейской идеи", а также откликов на дискуссии по данной теме среди западных мыслителей и политологов. Вначале автор размышляет о причинах несколько упрощенного взгляда европейцев на Россию, как на отсталую и невежественную страну и источник угрозы для Европы во времена Петра Первого, затем - как на тоталитарное государство.

Однако взгляд европейцев на Россию начинает меняться после распада СССР и проведения демократических реформ. Начинается новый этап в сближении России с Европой, она становится ее неотъемлемым партнером в области экономики, политики и культуры. Однако примет ли Европа "российский европеизм", если россияне стремятся не только сохранить, но и укрепить свои традиции и национальные ценности?

"Россия и европейская идея" - уникальный труд на французском языке с глубоким анализом отношений между Россией и Европой. "Российский европеизм" - это, как явствует из книги, принадлежность России к Европе, и не столько географически, сколько духовно. Это означает, что их объединяют общие ценности, культура и история, пояснил академик участникам дискуссии в Российском центре науки и культуры. "Без России невозможно представить Европу ни в экономическом, ни в политическом, ни в культурном плане, ни в плане безопасности, - считает Александр Чубарьян. - Россия принадлежит Европе, об этом говорит вся русская культура. Однако при этом, по выражению Белинского, "мы остаемся русскими, но в европейском духе".

"Европа простирается не от Вашингтона до Брюсселя, а от Бреста, на атлантическом побережье Франции, до российского Владивостока". Со столь категоричным заявлением выступил известный французский политолог Марк Руссе в своей книге "Новая Европа. Париж - Берлин - Москва", вышедшей здесь в ноябре 2009 года. Ее содержание в определенной степени перекликается с вышеупомянутой книгой "Россия и европейская идея"

академика Александра Чубарьяна. С другой стороны, некоторые рецензенты сравнивают книгу Руссе с трудом Самюэля Хантингтона "Столкновение цивилизаций", ставшим одним из самых популярных геополитических трактатов 1990-х годов, и с нашумевшей книгой Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска - господство Америки и его геостратегические императивы".

Марк Руссе - доктор экономических наук, имеет дипломы нескольких университетов, в том числе Гарвардской школы бизнеса. В течение 20 лет он возглавлял ряд транснациональных корпораций, к его книгам писали предисловия премьер-министры Франции, министры и академики.

Автор "Новой Европы. Париж - Берлин - Москва" считает, что "Россия, которая заплатила многими миллионами жизней за судьбу Европы в ходе двух мировых войн, самим этим фактом является европейской страной". Он сравнивает "католицизм и православие с двумя составляющими единых легких христианства" и считает, что не следует противопоставлять, как это делает Самюэль Хантингтон в своем "Столкновении цивилизаций", западноевропейских католиков и протестантов и православных.

Марк Руссе призывает в будущем создать так называемую "северную паневропейскую ось государств, которая бы включала весь славянский и православный мир". По его мнению, такая идея может конкретизироваться путем сближения между "Европой Каролингов" /этой династии положил начало Карл Великий, она правила в VIII - Х веках/, со столицей в Страсбурге, и Россией. Только такой видит Руссе двухполюсную будущую Большую Европу со столицами на берегах Рейна и Москвы-реки.



"Будущее Европы - отнюдь не в Европейском союзе, который чрезмерно раздулся и утратил свою идентичность, а в создании двух европейских альянсов - восточного и западного, которые бы взаимно уравновешивали друг друга и оставались дружескими соперниками". К такому выводу приходит автор "Новой Европы". --0--
страница 1
скачать файл


Смотрите также: