moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1




Тимофеев А.А.


учитель информатики и ИКТ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Ртищево Саратовской области»

timofeevsan@rambler.ru
Мастер-класс «Что наша жизнь? Игра!»


ХОД МАСТЕР КЛАССА

Слайд 1

Слайд 2

Вы не задумывались над вопросом: Что наша жизнь?


Первое, что приходит на ум, – это классический ответ: игра!
Помните: «Что наша жизнь? – Игра…» (опера П.И. Чайковского «Пиковая дама». 3-й акт, 7-я картина, начало арии Германа. По одноименной повести А.С. Пушкина). Ужели слово найдено, ужель всё так просто? Да, наша жизнь – игра! Жизнь – это Жизнь! У Ивана Тхоржевского есть такие строки:

…Легкой жизни я просил у Бога:

«Посмотри, как мрачно всё кругом!»

Бог ответил: «Подожди немного, –

Ты меня попросишь о другом!»

Вот уже кончается дорога,

С каждым годом тоньше жизни нить.

Легкой жизни я просил у Бога, –

Легкой смерти надо бы просить!..

Для некоторых жизнь – это смерть. У французского каскадера Жиля де Ла Мара, каждый день рисковавшего своей жизнью, любимым девизом было: «Жить – это умирать…».

А может быть, наша жизнь – это наша работа? Да, жизнь – это работа, особенно, если это – Любимая Работа!

А может быть, жизнь – это любовь? Да, конечно же, Жизнь – это Любовь! Любовь, любить велящая любимым!.. Занавес – все счастливы, все смеются!..


А может быть, наша жизнь – это поиск счастья, поиск Синей Птицы? Все мы страстно хотим – жаждем и алчем! – Большого Человеческого (или нечеловеческого?) Счастья! Да, настоящая жизнь – это Счастье! Но, опять-таки, счастье в руки не возьмешь! Помните, у Евтушенко: «Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу…».

А может быть, наша жизнь – это деньги, богатство? Тогда как-то вообще всё приземлённо получается – весомо, грубо, зримо… Ведь сказано же: легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие небесное!..

А может быть, наша жизнь – это наши дети? Ведь сказано же: дети – это цветы жизни (у М. Горького: «Дети – живые цветы земли»). Да, наши дети – это наша жизнь, наше продолжение на этой Земле, в этой жизни, наше бессмертие!..

А еще наша жизнь – это борьба, Вечная Борьба! Мы боремся всю жизнь, – со всеми (с кем можно, нужно и нельзя бороться) и со всем (с чем можно, нужно и нельзя бороться). Боремся за саму жизнь, за право жить.

Давайте сегодня поговорим о её величестве ИГРЕ. Раз уж этот ответ самый очевидный и первый. И тема нашего мастер-класса «Что наша жизнь? Игра!»

СЛАЙД 3

А скажите мне пожалуйста, вы как-то можете связать тему мастер-класса и предмет информатику? (Работа с залом. Если будет ответ «Да», то почему могут). А вообще-то на первый взгляд связь абсолютно неясна. И это ещё один педагогический прием.


Так что же сегодня будем делать мы? Мы будем учиться выигрывать.

Эпиграфом к мастер-классу я хотела бы взять следующие слова:

Слайд 4

Нет, мы сегодня будем говорить не о компьютерных играх, и не о подкидном дураке, и, конечно, не о футболе. Речь пойдет об играх математических, а точнее, комбинаторных. Оказывается, математики и информатики, кроме тригонометрии и программирования, изучают также игры. Этот факт школьные учебники почему-то скрывают от учеников.

«Есть в современной математике одна область, она носит безобидное название теории игр, но ей, несомненно, суждено сыграть очень важную роль в человековедении самого ближайшего будущего. Она занимается вопросами оптимального поведения людей при наличии противодействующего противника. Для ученого противник - это природа со всеми ее явлениями; экспериментатор борется со средой; математик - с загадками математического мира; инженер - с сопротивлением материалов».

Джон фон Нейман, один из основоположников кибернетики

Оказывается, игры бывают антагонистические и неантагонистические, бабочкообразные и вогнуто-выгнутые, бескоалиционные и кооперативные, позиционные и динамические, и даже игры с «линией жизни», и игра с преследованием с ограниченным временем. Есть в теории игр и «общая теория полезности», и еще много других интересных и необходимых для решения важных практических задач. Игру намного труднее рассказать, чем показать, как в нее играют. С помощью теории игр стремятся выработать целесообразную линию поведения для многих и многих систем, ведущих борьбу против другой системы.

Например, теорию игр можно применить к задачам связи, к вопросам технологии медицины, нефтедобычи, спорта, рыболовства, к противовоздушной обороне, к задачам, которые приходится решать командиру в сражении, к задачам разоружения.

Под углом зрения теории игр можно рассматривать и работу экспериментатора, который составляет план экспериментов. Их можно рассматривать как игру, где противниками выступают ученый и нервная система животного, которую он изучает.

Против ответных действий противника-потребителя играет экономист, планирующий работу производящего предприятия. При решении ряда важных задач - торговых, производственных, планово-экономических, управленческих - неоценимую услугу оказывает теория игр, и один из разделов - так называемые деловые игры.



Слайд 5
Вопрос залу: Какие вы знаете комбинаторные игры?

Крестики-нолики, шахматы, Го, шашки, реверси — это известные примеры комбинаторных игр. Можно сказать, что комбинаторные игры — это игры, где нет элементов случайности, все правила чётко описаны, и игроки имеют полную информацию о текущей ситуации.

Настольные игры существуют уже несколько тысячелетий. Правила настольных игр совершенствовались, менялись, но суть осталась прежней. Шашки, шахматы, нарды, домино, кости могут похвастаться очень интересными историями своего происхождения.

Если бы когда-то не были изобретены самые первые настольные игры, то вряд ли мир узнал бы современные. Казалось бы, в наш компьютерный век интерес к настольным играм пропадает. Оказывается, это не так. И нет лучшего семейного развлечения, чем настольные игры, которые объединяют всех членов семьи за одним столом. Доказательством популярности служит тот факт, что, например, продажи настольных игр увеличились с менее чем 14 миллионов в 1998 году до почти 20 миллионов в 2006, а продажи детских настольных игр повысились на 15 процентов с 1999 по 2006!



Слайд 6

В то время, как увлечение шахматами захватило средневековый мир, шашки явно отставали от них по популярности. Шашки – это самостоятельная глубокая сложная игра, и мнение о том, что в шашки играют те, кто еще не дорос до шахмат, ошибочно. Тем не менее, шахматы долгое время оставляли шашки в тени.

Шашки были изобретены французами в 12 веке. Это смесь древней мавританской игры Алькерк и шахмат. До 16-го века существовало два варианта игры в шашки: а) бить шашку было не обязательно б) бить обязательно. Правило «б» делает игру значительно более интересной, и с начала 16-го века этот вариант игры стал доминирующим. Шашки стали распространяться на Восток, сначала в Италию (есть упоминание 1527 года), и после 1550 года – по всей Европе.

Слайд 7

«Домино» – французское слово. Так священники-христиане называли зимнее одеяние, которое был черным снаружи и белым внутри. «Домино» – это также тип маски, представляющей черный и белый мотив. В игре домино – это небольшие пластинки, по традиции изготавливавшиеся из слоновой кости или просто кости с небольшими, круглыми вставками черного дерева.

Игра домино была изобретена примерно в 1120 до н.э. и произошла от игральных костей, которые некогда были ввезены в Китай из Индии. Каждая косточка домино первоначально представляла собой результат бросания двух игральных костей. Одна половинка домино представляет результат бросания одной кости, вторая – другой.

Примерно в 18-м столетии домино появилось в Италии. При этом игра частично видоизменилась. Европейские комплекты не содержат ни различных классов костей, ни дубликатов. Вместо этого они содержат семь дополнительных домино, в которых одна из половинок – с изображением «пусто».



Слайд 8

Никто не знает имя изобретателя игры в нарды, равно как и страны, где жил человек, придумавший эту игру. Зато доподлинно известно, что люди играют в нарды более 7000 лет, и преимущественно в нарды играли в королевских семьях и благородных обществах. По легенде, в третьем веке персидский король Ардшир потребовал но министра придумать игру, которая сочетала бы остроту борьбы шахмат и азарт.

Все игры, от которых предположительно произошли нарды, имели сходные доски. На этой доске все было кратно шести и имело связь со счетом времени. Например, 24 пункта представляют 24 часа, 30 шашек представляют 30 дней в месяце, и 12 пунктов на каждой стороне доски представляют 12 месяцев.

Самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии и датируется 5000 лет до н.э. Великие Фараоны тоже играли в нарды, поскольку комплект для игры был найден в гробнице Тутанхамона.

Распространение игры в Западной Европе связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов 12-го века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название произошло от звука удара костей о деревянную доску.

«Жакет», другое название игры, было очень популярно во французских кафе. Правила современной игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle).



Слайд 9

Изначально кости – это «волшебные» предметы, которые народы использовали для предсказания будущего. Возможно, прародителями игральных костей были косточки щиколоток овец, помеченные с четырех сторон. Кости делались из сливовых и персиковых косточек, семян, костей быков и лося, рогов оленя, камешков, глины, скорлупы орехов, зубов бобров и сурков. Во времена греков и римлян они делались из кости и слоновой кости, бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, алебастра, мрамора, янтаря, фарфора и других материалов.

Кубические кости были найдены при раскопках в Китае 600 лет до н.э. и в египетских могильниках, датированных 2000 лет до н.э. В Индии, более 2000 лет назад, уже были первые письменные упоминания о костях (древняя поэма на санскрите Махабхарата). Также использовались пирамидальные, пятигранные, и восьмигранные кости с разнообразными изображениями на гранях.

Современные кости изготавливаются из пластмассы и бывают двух классов – высококачественные для казино, сделанные вручную, и закругленные кости, которые изготавливаются машинным способом и используются для настольных игр.



Слайд 10

Древние китайцы считали, что существует пять уровней овладения мастерством игры: два внешних

— Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.

— Способность учитывать в своей игре поведение соперников.

два внутренних

— Интуитивная способность угадывать камни соперников.

— Способность управлять удачей в игре.
и
— Тайный уровень.

Конечно же, за время мастер-класса мы а вами сможем продвинуться только на первый уровень мастерства, ну может быть на второй.


Слайд 11

Сегодня мы будем играть в игры. В каждой игре будут участвовать два игрока: Первый и Второй. У каждой игры есть правила. Вот что будет обязательным для правил наших игр:



  1. Правила игры определяют, какие бывают позиции в игре.

  2. Правила игры описывают начальную позицию.

  3. Ход игры состоит в том, что один из игроков изменяет позицию. Первый игрок делает ход в начальной позиции (он изменяет начальную позицию), затем игроки ходят, чередуясь: Второй, Первый, Второй и так далее.

  4. Партия заканчивается, возникла одна из заключительных позиций.

  5. В любой момент игры известно, кто из игроков сделал ход и какая получилась позиция. Правила игры указывают одну из следующих возможностей:

    • возникла заключительная позиция - партию выиграл Первый;

    • возникла заключительная позиция - партию выиграл Второй;

    • возникла заключительная позиция - партия закончилась вничью;

    • позиция не является заключительной - значит, партия ещё не закончена, имеется мешок возможных ходов для очередного игрока.

Слайд 12

Давайте вспомним правила игры в Крестики-нолики. Игра ведётся на поле размером 3х3 клетки (то есть размер поля 3 клетки по вертикали и 3 клетки по горизонтали). В игре принимают участие два игрока, которые делают ходы по очереди. Во время хода игрок рисует свой значок в свободной клетке поля. Первый игрок рисует крестики, второй игрок рисует нолики.

Если на поле возник ряд из трёх крестиков (по горизонтали, по вертикали или по диагонали), то выиграл первый игрок, если возник ряд из трёх ноликов, то выиграл второй игрок. Если все клетки на поле заполнены значками, но ряда их трёх одинаковых значков не возникло; значит, игра закончилась вничью.

Слайд 13

Давайте поиграем и мы в Крестики-Нолики

Работа с учениками. На флипчарт прикрепляют свои партии. Отвечают на вопросы:


  1. Кто победил?

  2. Каким ходом начинал играть победивший игрок?

  1. Как ставили значки - просто так или был какой-то план, стратегия?

Начальная позиция. Поле размером 3х3 клетки, все клетки пустые.

Возможные ходы. Игрок рисует свой значок в пустой клетке. Первый рисует крестики, Второй рисует нолики.








- партии выиграл Первый,



- партии выиграл Второй.

Все клетки заполнены значками, но ряда из трёх одинаковых значков не возникло - значит, партия закончилась вничью.



- партия закончилась вничью.


Предлагаю моим ученикам сыграть партию в Крестики-Нолики. А пока они работают, мне хочется поговорить с залом. Я предложила всем ученикам легко выполнимое задание. Этот прием называется «СИТУАЦИЯ УСПЕХА» - тем самым я не даю потерять интерес к уроку даже слабым ученикам



Слайд 14

ИГРА НИМ (Камешки)

Это древняя китайская игра. В неё любили играть китайские императоры. Тем, кто у них выигрывал, отрубали голову

Игра Ним: Начальная позиция. Куча камешков (5 штук или больше). Вместо камешков можно использовать любые мелкие предметы - пуговицы, фасоль, палочки, скрепки.

Возможные ходы. Игрок забирает из кучки разрешённое число камешков.

Как определить победителя. Заключительная позиция игры - это пустая кучка камешков. При этом игрок, забравший последний камешек из кучки, выиграл. (Значит, в этой игре ничьих не бывает.)



Слайд 15

Вот цепочка партии в Камешки (начальная позиция - 7 камешков, можно брать 1 или 2 камешка за один ход):






На пятом ходу партии первый забрал 2 оставшихся камешка и выиграл.

Как видно из правил, в игре Камешки неважно, какие именно камешки были в кучке до начала игры и какие именно камешки забирает игрок на своём ходу. Важно только то, сколько камешков было до начала и сколько камешков осталось после каждого хода.



Слайд 16

Игра "ним" с залом.


Что нужно знать:

в простых играх можно найти выигрышную стратегию, просто перебрав все возможные варианты ходов соперников

для примера рассмотрим такую игру: сначала в кучке лежит 5 спичек; два игрока убирают спички по очереди, причем за 1 ход можно убрать 1 или 2 спички; выигрывает тот, кто оставит в кучке 1 спичку

Слайд 17

первый игрок может убрать одну спичку (в этом случае их останется 4), или сразу 2 (останется 3), эти два варианта можно показать на схеме. Если первый игрок оставил 4 спички, второй может своим ходом оставить 3 или 2; а если после первого хода осталось 3 спички, второй игрок может выиграть, взяв две спички и оставив одну.



Слайд 18

если осталось 3 или 2 спички, то 1-ый игрок (в обеих ситуациях) выиграет своим ходом.

Простроенная схема называется «деревом игры», она показывает все возможные варианты, начиная с некоторого начального положения (для того, чтобы не загромождать схему, мы не рисовали другие варианты, если из какого-то положения есть выигрышный ход)

Слайд 19

Проанализируем эту схему; если первый игрок своим первым ходом взял две спички, то второй сразу выигрывает; если же он взял одну спичку, то своим вторым ходом он может выиграть, независимо от хода второго игрока

кто же выиграет при правильной игре? для этого нужно ответить на вопросы: 1) «Может ли первый игрок выиграть, независимо от действий второго?», и 2) «Может ли второй игрок выиграть, независимо от действий первого?»


  • ответ на первый вопрос – «да»; действительно, убрав всего одну спичку первым ходом, 1-ый игрок всегда может выиграть на следующем ходу

  • ответ на второй вопрос – «нет», потому что если первый игрок сначала убрал одну спичку, второй всегда проиграет, если первый не ошибется

таким образом, при правильной игре выиграет первый игрок; для этого ему достаточно первым ходом убрать всего одну спичку

в некоторых играх, например, в рэндзю (крестики-нолики на бесконечном поле) нет выигрышной стратегии, то есть, при абсолютно правильной игре обоих противников игра бесконечна (или заканчивается ничьей); кто-то может выиграть только тогда, когда его соперник по невнимательности сделает ошибку



Слайд 20

Имеется две кучки спичек. В первой 7 спичек, во второй - 5. За один ход разрешается взять любое количество спичек, но из одной кучки. Проигрывает тот, кому нечего брать. Кто выигрывает при правильной игре - начинающий или его партнер? И как для этого ему надо играть?

Ответ: При правильной игре выигрывает начинающий игрок. Его стратегия: первым ходом он должен сравнять количество спичек в кучках, т.е. взять из первой кучки 2 спички. Каждый следующий его ход должен быть "симметричен" ходу второго игрока, т.е. если "второй" берет n спичек из одной кучки, то "первый" должен взять также n спичек, но из другой кучки. Таким образом, если может сделать ход "второй" игрок, то может сделать ход и "первый". Так как после каждого хода количество спичек уменьшается, то наступит момент, когда "второй" не сможет сделать ход (ни в одной из кучек спичек не останется) и проиграет.

А теперь давайте несколько изменим условие задачи: будем камешки не брать, а докладывать в кучки. Делать это будем по определенным правилам и до тех пор, пока не выполнится какое-то условие.



Слайд 21

Предлагаю ученикам выйти к интерактивной доске и поиграть в НИМ. Со слайда идет ссылка на файл Нотебук


Слайд 22

Групповая работа учеников:

Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 3, а во второй – 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то куче, или добавляет 1 камень в какую-то кучу. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 16 камней. Кто выигрывает при безошибочной игре – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.

Решение задачи идет с залом на экране. С помощью интерактивной доски.



Сначала два человека играют партию. Потом говорим о стратегии, Учитель дает пояснения. Заполняется заготовка дерева игры.





1 игрок

2 игрок

1 игрок

2 игрок

(3,2) 5

(4,2) 6

(5,2) 7

(15,2) 17




(4,3) 7

(4,4) 8

(12,4) 16

(5,3) 8

(15,3) 18

(4,9) 13

(12,9) 21

(12,3) 15

(12,4) 16

(12,2) 14

(36,2) 38




(4,6) 10

(12,6) 18




(3,3) 6

(3,9)12

(3,27) 30




(3,4) 7

(4,4) 8

(12,4) 16

(3,5) 8

(15,3) 18

(9,4) 13

(12,9) 21

(3,12) 15

(12,4) 16

(9,2) 11

(27,2) 29







(3,6)9

(3,18) 21







Получаем, что при правильной стратегии всегда выигрывает второй игрок. Для этого своим первым ходом ему нужно получить одну из ситуаций: (4,3), (27,2) или (18,3) – здесь числа в скобках обозначают количество камней в первой и второй кучке соответственно. В последних двух случаях он выигрывает сразу, в первом – через 1 ход.

Слайд 23

Индивидуальная работа учеников:

Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 3, а во второй – 4 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Ходят игроки по очереди. Делая очередной ход, игрок или увеличивает в какой-то кучке число камней в 2 раза, или добавляет в какую-то кучку 3 камня. Выигрывает тот игрок, после хода которого общее число камней в двух кучках становится не менее 23. Кто выиграет – игрок, делающий ход первым, или игрок, делающий второй ход?

Ответ: Выигрывает второй игрок. Своим первым ходом ему нужно получить одну из ситуаций: (6,7) или (6,8) – здесь числа в скобках обозначают количество камней в первой и второй кучках соответственно. Он выигрывает через 1 ход.



Ученикам раздаются заготовки и предлагается в парах отработать дерево игры. В это время с залом и с желающими дерево игры заполняется на флип-чарте маркерами (файл Книга1.xls)

Слайд 24
"Стратегия в игре такова же, как на настоящем поле боя. Нужно видеть доску полностью, оценивать ситуацию и хорошо взвешивать состояние дел обеих сторон. Таким образом, можно знать своего врага как самого себя. В любой битве нельзя слепо, безрассудно сражаться, необходимо хорошо подготовиться, тщательно анализируя позицию с учетом территории, использовать стратегию.

Чтобы захватить определенный город, нужно сначала окружить его и отрезать каналы поставки продовольствия. Так же и в игре нужно внимательно оценивать позиции и искать возможные варианты стратегических ходов, атаковать слабые связи и всегда быть непредсказуемым.

Нужно полностью исключить недостаточную бдительность, недооценку врага, игру под влиянием эмоций или использование грубой силы без необходимого анализа ситуации. Иногда можно пожертвовать несколькими камнями, используя их как ловушку, ради победы.

Великая игра как книга по военной стратегии. Если хорошо изучить ее, можно узнать много нового, чтобы применять и использовать по своему."

Текст выше - цитата из книги "Искусство оценки позиции". Все слова приписываются вице премьер-министру Китая Ченю, соратнику Мао.
Слайд 25

Рефлексия с залом.

  1. Всё ли понятно?

  2. Что было интересного?

  3. Что понравилось больше всего?

  4. Смогут ли решить подобную задачу самостоятельно?

Господа, я вас поздравляю. Только что вы решили одно из самых сложных заданий части С ЕГЭ по информатике С-3.
Вот и подходит к концу наш мастер-класс.
Хотелось бызакончить мастер-класс следующей притчей

…Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:


-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, - сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.



страница 1
скачать файл


Смотрите также:
Тимофеев А. А
184.37kb. 1 стр.