moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Учитель и ученик: слагаемые успешного общения.

(выступление на университете психолого-педагогических знаний для учителей гимназии №39 18.10.2010)


психолог гимназии №39 Еникеева Т.А.
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. В деятельности учителя это не только «роскошь», это профессиональная необходимость. Общение с учениками имеет более глубокое значение, нежели просто контакт между людьми. Каждые день учитель решает комплекс коммуникативных задач, оказывающих влияние не просто на взаимоотношения, а на отношение учеников к предмету, их успеваемость. Любой вид общения в паре «учитель-ученик», независимо от ситуации, является воспитывающим. Воспитывать человека – значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Потому важно, чтобы общение создавало атмосферу психологического комфорта, помогало установить особые доверительные отношения, способствующие взаимопониманию, сотрудничеству педагога и ученика.

Изучая вопросы взаимоотношений между учителем и учащимися, исследователи обратили внимание на то, что 73% учителей утверждают, что у них есть контакт с ученика и только 18% учеников отмечают то же самое, потому что у учителя и учеников совершенно разные представления о контакте. Учитель имеет в виду «нормальные» отношения для учебно-воспитательного процесса, чаще всего, подразумевая влияние на ученика. При этом дети, вопреки распространенному мнению, обращают внимание, прежде всего, на эмоциональный компонент взаимодействия, а не на умение учителя преподавать свой предмет.

Понимая важность для учеников в общении с учителем эмоциональное тепло и психологическую близость, хотелось бы подробнее остановиться на психологической поддержке ученикам.

Моделируя свое общение с помощью принятия, внимания, одобрения, теплых чувств мы научим своих учеников устанавливать позитивные отношения, что в свою очередь отразиться на учебных успехах.

Психологическая поддержка – один из важных факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Поддержка, если обратиться к толковому словарю означает «придержать, не дать упасть». В этом определении очень важным представляется два момента: отсутствие какого-либо сравнения (для того, чтобы не дать упасть, вовсе не нужно оценивать человека) и учет ситуации (поддержать нужно того, кто может упасть, кто нуждается в этом в данный момент). Следовательно, поддержка – это знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающейся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Психологический смысл поддержки состоит в том, чтобы, общаясь с человеком, дать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться даже в трудностях, ошибках, неудачах. Для оказания поддержки, таким образом, определяющим становится безусловное принятие другого, желание постоянно видеть сильные стороны человека.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают веру в себя. Например:



Слова поддержки

Слова разочарования

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать гораздо лучше

Ты делаешь это очень хорошо

Ты мог бы сделать гораздо лучше

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Эта идея никогда не может быть реализована

Это серьезный вызов, но я уверен, то ты готов к нему

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю

Когда мы выражаем радость от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддержку можно оказывать посредством: отдельных слов, прикосновений, совместных действий, выражения лица, включая внимание, принятие, одобрение, теплые чувства.

Дарить позитивное внимание ученикам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций. Главное в том, что чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения. Как уделить внимание каждому ученику, если в классе их 30—40 человек? К счастью, здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнят и чувствуются часы и дни. Например, приветствия.



Приветствия. Самый быстрый и простой путь одарить каждого ученика вашим вниманием — использовать несколько минут перед уроком или после него, чтобы сказать одно – два слова каждому индивидуально. Это должно быть лаконичным, не затянутым, но эффект стоит усилий.

Выслушивайте учеников. Это сильный прием, чтобы улучшить отношения «учитель—ученик». Выслушайте то, о чем хочет сказать ученик. Темы могут быть самыми разными: от классной обстановки и отношений с одноклассниками до семейных проблем. Слушание требует большего времени, чем краткое приветствие, но меньшего времени, чем кажется, если правильно слушать. К тому же такие 15-минутные беседы могут укрепить нормальные отношения между учителем и учеником на долгие годы. Беседуя с учеником, не следует думать, что надо решить его проблемы, дать совет. Прежде всего, его необходимо просто выслушать.

Вот основы правильного слушания:



  1. Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать, — не торопитесь говорить. Реагируйте, только когда это необходимо и только давая понять, что вы поняли, что было сказано.

  2. Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.

  3. Вербализируйте интерес без слов, используя «м-м» и другие междометия.

  4. Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла…» (и далее повторите мысль ученика, но своими словами).

  5. Отражайте чувства.

Нередко теплые чувства нужны ученику, если его дела плохи. Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или чего не сделал. Ведь на самом деле ученику от вас нужно подтверждение: «Я любим без всяких условий. Мой учитель не перестанет любить меня, если я совершу ошибку или доставлю ему хлопоты. Мой учитель любит меня, потому что я — это я». Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Ученики усваивают эту модель поведения так же легко, как модели неконструктивного поведения. Тем людям, которые показывают, что они на самом деле вас любят, очень трудно отказать. Дружба с учениками — лучшее средство в установлении дисциплины в классе. В самом деле, ученики скорее согласятся выполнять правила и следовать требованиям своих друзей, чем врагов.

Взрослые хорошо знают о роли прикосновений в воспитании ребенка. Потребность в физическом контакте остается с нами с детства. Рукопожатия, прикосновения, похлопывание по спине, объятия очень хорошо выражают теплоту. Теплые прикосновения необходимы ребенку, чтобы он развивался нормально. Но психологи считают, что использовать физический контакт с учениками властолюбивыми и мстительными не нужно. Им это не нравится. С этими учениками нужно оставаться на уровне словесного выражения положительных эмоций.



 

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие

Ты хороший

Я хороший

Внимание

Я вижу тебя

Я что-то значу

Уважение

Спасибо тебе за…

Мои усилия замечены

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я — состоятелен

Теплые чувства

Ты мне нравишься

Кто-то заботится обо мне

Нельзя не согласиться со словами В.А. Караковского: «Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком – профессиональная обязанность педагога».


Литература:

1. Кривцова С.В., Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М. 1997г



2. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М. 1997г

3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – М. 2000г
страница 1
скачать файл


Смотрите также: