moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Урок литературы в 7 классе с использованием дифференцированного подхода.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. –Ребята, вы читали в детстве сказки?

- А назовите ваши любимые сказки.

- А кто автор этих сказок?

Никого не удивит имя известного писателя на книге, озаглавленной «Сказки». Народная сказка вдохновляла многих… Пушкин, Перро, Андерсен сочиняли сказки, в которых мы чувствуем и отпечаток личности писателя, и тот родник народной фантазии, из которого он черпал свои мотивы.

(Слайд 1)

Среди этих знаменитых сказок есть и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

- А что общего во всех сказках?

Сказка – это не только занимательный рассказ о необычных, фантастических событиях, но есть сказки, которые высмеивают людские пороки.

Ведь не зря люди говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек…?»

Намек? На что? (Слайд 2)

Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, а вернее, разгадать загадку Салтыкова-Щедрина и выяснить, в чем особенность его сказок.

( Биография писателя – выступление учащегося) Слайд 3-7


3. Тема урока:

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

( В чем загадка сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина?)

На примере сказки « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Слайд 8-9)


А для того, чтобы нам было легче ее разгадать, мы с вами разделились на 3 группы:

1группа – практики

2группа – аналитики

3группа – исследователи



Практики (или теоретики) – отвечают за знание текста художественного произведения, они будут нам зачитывать, давать определения литературных понятий. ( Для этого на столах лежат ключики – подсказки с определениями литературоведческих понятий, отрывки из произведения, словарь)

А исследователи и аналитики будут внимательно слушать и делать выводы, сравнивать, обобщать.


Внимание, у нас есть волшебный сундучок, который хранит ключ к сказкам М. Е. Салтыкова – Щедрина. Он закрыт. И открыть его нам только предстоит, а это – ой, как сложно, ведь Салтыков- Щедрин не простой писатель.

А раз мы имеем дело со сказками, то открыть его можно, если разгадать 3 загадки.




  1. 1загадка: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

- Кто жили-были? Кто главные герои сказки Салтыкова-Щедрина
« Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

(Слайд 10)


2 загадка: « Скоро сказка сказывается, но легко ли дело делается?..» (Слайд 11)

- Давайте посмотрим, как писатель изобразил своих героев. Какие они? Смеется или грустит писатель?

- Как писатель изобразил генералов? Над чем смеется?

- А что высмеивает сатирик в мужичине?



Генералы
- Ничего не умеют и не хотят делать

- Глупые («ничего не понимали»)

- Беспомощные

- По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня)

- Невежественные ( даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…»)

- Не способны думать ни о ком, кроме как о себе. (Слайд 12)


Мужик
- Все время занят работой

- Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его привязали)

- Мастер на все руки, сметлив

- Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь и т.д.)

- Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет

- Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется. (Слайд 13)


3загадка. Последняя. Самая сложная.

« О них не в сказке сказано, а пером описано…» (Слайд 14)

-О чем же здесь идет речь?

На столах у вас лежат ключики, которые вам помогут.

Давайте подумаем и найдем те приемы и средства, которые применил автор в своем произведении, рисуя образы своих героев.

А практики нам напомнят, если мы забыли, дадут определения этих литературных понятий.

(Дети находят гиперболу, гротеск, иронию, фантастику, подтверждают примерами из текста, дают определения) (Слайд 15-16)

Все эти средства помогают Щедрину вызвать смех сквозь слезы. Мы смеемся, но одновременно хочется сказать о том, как грустна Россия.




  1. Вы оказались правы! Чудеса! Шкатулка открылась!

А там лежит ключ к сказкам Салтыкова-Щедрина.

Что же это за ключ?

Это – САТИРА (дадим определение) (Слайд 17)
Это ключ ко всему творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вы возьмете его с собой, я вам его дарю. Вы заслужили его по праву.

А теперь вернемся к началу.

В чем же особенность (загадка) сказок Салтыкова-Щедрина?

( В своих произведениях автор ставит актуальные, наболевшие проблемы общества: тупость и неприспособленность к жизни генералов, рабскую покорность все умеющего мужика).



Тест – слайд 18-32


  1. Рефлексия.

  2. Спасибо за урок!

страница 1
скачать файл


Смотрите также: