moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Круглый стол "Венчурная индустрия в России: реалии и перспективы"
22.01.2003

Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования (РАВИ) и Центр стратегических разработок Министерства экономического развития и торговли РФ провели 21 января 2003 года Круглый стол в Москве.

В работе Круглого стола приняли участие руководители фондов венчурного и прямого инвестирования, юридических и консалтинговых компаний, ведущие специалисты банков и финансовых институтов, эксперты инфраструктурных организаций, поддерживающих малый и средний бизнес, представители заинтересованных министерств и ведомств, депутаты государственной Думы, члены Совета Федерации.

Основные темы, которые были рассмотрены в ходе обсуждения, по убеждению организаторов позволят составить более полную картину существующей ситуации развития венчурной индустрии в России:


  • влияние участия Правительства на жизнь венчурного сообщества,

  • статистический и аналитический обзор осуществленных венчурных инвестиций в России,

  • взаимодействие игроков венчурного индустрии и фондового рынка,

  • построение инфраструктуры венчурного предпринимательства в регионах.

По материалам cтенограммы

Михаил Ковальчук
Ученый секретарь
Совет при Президенте РФ по науке и высоким технологиям

В послании к Федеральному Собранию Президентом было провозглашено новое направление - переход от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях. На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 14 января 2003 года обсуждались вопросы государственной поддержки деятельности “наукоградов” и использования территорий с повышенной концентрацией интеллектуального потенциала - научного, технологического и образовательного - как возможных “зародышей” одного из базовых элементов национальной инновационной системы.

Дискуссия коснулась построения национальной инновационной системы, в целом, и венчурной индустрии, в частности. При переходе к новой экономике венчурная индустрия, элементы и механизмы которой также рассматривались в рамках дискуссии на заседании Совета при Президенте РФ, может и должна стать важнейшим инструментом, с помощью которого в инновационную сферу российской экономики будут привлекаться инвестиции и тем самым активизировать инновационную деятельность в промышленности.

Не смотря на то, что венчурные структуры действуют на территории России почти 10 лет, слово “венчур” для большинства людей, работающих в науке, остается непонятным иностранным словом. Они могут воспринять тезис о том, что наука - это сфера рисковых вложений, но существование специального механизма, который позволяет преодолевать или минимизировать эти риски, воспринимается с трудом. Благодаря активным шагам, предпринятым сообществом венчурной индустрии, сегодня мы можем говорить о колоссальном прогрессе в стране с этой точки зрения. Приведу цитату: “Мы очень сильно продвинулись, если рядовой академик легко выговаривает слово “интеллектуальная собственность” и “венчурная индустрия”, и это достижение всего венчурного сообщества в целом”.

На сегодняшний момент в России существует научно-технологическая сфера и - в той или иной мере - рыночная экономика, но нет системы, которая бы способствовала коммерциализации существующих технологий, результатов исследований, “выводу” их на рынок, что позволило бы нам превратиться в общество благосостояния, основанного на знаниях. Формирование инфраструктуры венчурного предпринимательства и решение некоторых юридических проблем, связанных с работой банков и пенсионных фондов в сфере венчурного и прямого инвестирования, предпринятых сообществом венчурной индустрии и государственными структурами различных уровней, дает в руки ученых новые механизмы привлечения инвестиций в свои проекты.

Владимир Буренков
Eagle Venture Partners
Председатель Административного Совета РАВИ

Говоря об особенностях венчурного финансирования, необходимо исходить из основных принципов, которых придерживается любой инвестор. Вопрос не в материальных залогах, не в проектах и не в бизнесе, что, безусловно, очень важно, а, прежде всего, в людях, которые будут разрабатывать эти проекты и развивать этот бизнес, в партнерских отношениях с ними. Как практикующий инвестор, я считаю, что нужно находить “правильных” людей, строить с ними “правильные” взаимоотношения, а все остальное с нашей помощью они сделают сами.

Говоря о венчурном финансировании, необходимо четко разграничивать венчурные и прямые инвестиции. В мировой практике принято, что инвестиции в предприятия или проекты, связанные с high-tech, относят к "венчурным". Прямые инвестиции - это механизм финансового рынка, который существует наравне с любыми другими, и никак не связан с уровнем риска инвестируемого проекта или стадии развития компании.

Основной отличительной чертой венчурного инвестирования может быть признано то, что этот механизм во многих странах мира используется для финансирования предприятий малого и среднего бизнеса. Что же касается России, здесь действуют, в основном, фонды прямых инвестиций. Возможно единственным венчурным фондом - и по сути, и по содержанию - является Российский технологический фонд, потому что он инвестирует в высокие технологии. К сожалению, на сегодняшний день это скорее исключение, чем правило. Когда Европейский Банк Реконструкции и Развития в 1994 году начинал программу венчурного финансирования в России, имелось в виду, что Россия, является “географическим местом повышенного риска”, поэтому фонды и назывались "венчурными".

В Европе, как и во всем мире, основными источниками средств венчурного капитала - примерно 2/3 от общего объема капитализации фондов - являются банки, пенсионные фонды и страховые компании. В России изначально основные средства были предоставлены Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), Международной Финансовой Корпорацией (IFC) и фондами, финансируемыми американским правительством. Ситуация несколько изменилась после 2000 года, когда стали создаваться структуры с российским по происхождению капиталом. Однако, на сегодняшний день доля российского капитала составляет не более 1%, что чрезвычайно мало для России.

По статистике Европейской Ассоциации прямого инвестирования и венчурного капитала (EVCA) больше половины средств венчурных фондов и компаний в Европе приходится на внутренние источники - национальный капитал. Например, в Финляндии национальный капитал составляет более 80% от всего объема венчурного капитала. В известной степени, такое резкое различие в структуре венчурного капитала можно объяснить тем, что в России и история реформ другая, и история капитализма несколько особенная, но в любом случае - это смещенные понятия, и на данный момент одной из главных задач является привлечение российских инвестиционных структур в венчурный бизнес.

В чем же заключается инвестиционная привлекательность России?

Во-первых, это экономика, находящаяся на стадии быстрых и интенсивных реформ, приводящих к увеличению количества объектов для инвестирования.

Во-вторых, это быстрорастущий рынок, рост которого может быть сопоставим с китайским, при определенных условиях.

В третьих, и это тоже очень важно, относительная слабость финансового и банковского сектора в стране. Являясь представителями сектора прямых инвестиций, мы вкладываем средства в те компании и проекты, которые в других странах, как правило, финансируются банками. В регионах из-за фактического отсутствия банковской системы и других источников получения инвестиций, кроме как из подобных нашим фондам, не существует.

В четвертых, в последнее время в России развивается хозяйственное законодательство, страна в этом смысле становится более предсказуемой.

В-пятых, существует возможность получения более высокой доходности инвестиций. Небольшое исследование показало, что доходность по уже осуществленным "выходам" составляет свыше 20%. Для сравнения, по данным EVCA, по 2002 году показатель доходности инвестиций в компании, находящиеся на стадии развития (Expansion Stage), составил 12,9 %.



Немного истории

В России в период с 1994 по 1996 год Европейский Банк Реконструкции и Развития в партнерстве со странами-донорами (Франция, Германия, Италия, Япония, США, Финляндия, Норвегия и Швеция) создали 11 фондов венчурного капитала, под управление которых было выделено $310 млн. “на финансирование акционерного капитала”. Примерно в это же время было создано несколько фондов с участием Международной Финансовой Корпорации и три фонда с участием американского капитала, самый крупный из которых тогда назывался “The U.S. Russia Investment Fund”. К 1997 году на территории России действовало около 30 фондов. К концу 2000 года количество фондов превысило 40. Аккумулированный ими капитал, по различным экспертным оценкам, составляет примерно $3,5 - 4 млрд. Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования, объединившая в своих рядах единомышленников, была учреждена в 1997 году.

В 2002 году Ассоциацией было подготовлено и выпущено статистическое и аналитическое исследование, где впервые была предпринята попытка систематизировать существующие данные о деятельности венчурных фондов и фондов прямого инвестирования и об объемах осуществленных ими инвестиций. Эксперты проанализировали данные об инвестиционных проектах, по которым удалось собрать надежную, подтвержденную из нескольких источников, информацию. Анализ показал, что больше половины инвестиций сосредоточено в таких отраслях, как пищевая промышленность и телекоммуникации. Следующие за ними секторы - это медицина, фармацевтика, стройматериалы, потом логистика, то есть потребительские товары. В целом, это классическая схема распределения прямых инвестиций по отраслям. Венчурный инвестор вкладывает средства в те сектора промышленности, которые относятся к секторам “первого цикла”, то есть максимально приближены к конечному потребителю.

Рассмотрим более подробно распределение инвестиций по основным секторам промышленности.



Пищевая промышленность

Общий объем инвестиций в эту отрасль составил свыше $150 млн., то есть почти четверть от общего объема совершенных инвестиций. Эти средства были вложены в такие крупные проекты, как:



  • проект “Браво” - сейчас он постепенно становится проектом “Хайнекен”

  • проект “Сладко”- это кондитерские фабрики в восточной части России

  • проект “Святой источник”

  • проект “Арм-стар” - пиво “Сокол”

Телекоммуникации.

Общий объем инвестиций почти такой же. Основные проекты в этой области:



  • “Голден телеком”

  • компания “Рунет”

  • поисковый сервер “Рамблер”

  • “Кодатель”, крупнейший в России оператор связи “Си-Ди-Эм-Эй”

  • “Тверьсвязьинформ”

Медицина и фармацевтика

Традиционно этот сектор очень привлекателен - инвестиции здесь составили $52 млн.:



  • Нижегородский химфармкомбинат - один из лидеров рынка

  • “Калина” - один из тридцати крупнейших европейских производителей косметики

  • “Вита плюс”

  • “Инвакорб” - дистрибьютерские компании, занимающиеся оптовой торговлей в области импортных медикаментов.

Сектор упаковки

Необходимо отдельно отметить сложившуюся ситуацию в этом секторе, хотя средств, вложенных в него, относительно немного - $27 млн. Здесь сложилась достаточно уникальная ситуация. Фонды прямых инвестиций приобрели пакеты акций компаний, которые в условиях некоторой консолидации будут иметь возможность стать доминирующими игроками на этом рынке, и соответственно, появляется надежда на получение сверхприбылей для инвестировавших компаний.

Основными критериями работы любой Управляющей компании являются “выходы” из проинвестированных предприятий. Осуществленные фондами ЕБРР “выходы” были реализованы или через "обратный" выкуп менеджментом и собственниками компаний, что в России чрезвычайно популярно и видимо будет популярно еще довольно долго; или через продажу стратегическим инвесторам, причем как российским финансовым группам, так и зарубежным инвесторам. Возможно, мы не адекватно оцениваем возможности фондового рынка. Однако, еще в течение ближайших пяти лет “выход” инвестора с помощью фондового рынка не сможет стать основным способом продажи доли акций инвестора, потому что предприятия, в которые инвестируют фонды, слишком малы, чтобы заинтересовать действующих игроков фондового рынка.

Необходимо отметить, что большинство компаний, из которых уже осуществлены “выходы”, - это компании, с которыми был пережит кризис 1998 года, когда любой потенциальный возврат на вложенные средства был даже не нулевой. Поэтому 20% доходности инвестиций, осуществленных фондами ЕБРР, можно признать вполне “удовлетворительным” результатом. В январе 2002 года Baring Vostok Capital Partners (BVCP) публично объявил об успехе своего первого фонда, обнародовав показатель средней внутренней нормы доходности (IRR) на 12 реализованных им инвестиций порядка 70% годовых. Эта цифра значительна не только для российского рынка.

На сегодняшний день объем подтвержденных инвестиций в России составил порядка $600 млн. Учитывая не подтвержденные с убедительной достоверностью венчурные вложения, можно выдвинуть предположение, что величина венчурных и приравниваемых к ним прямых инвестиций может составлять порядка $2 млрд. На сегодняшний момент венчурными фондами и фондами прямого инвестирования было профинансировано более 250 предприятий, причем для большинства из них это был единственный способ привлечения инвестиций в свой бизнес.

Европейский Банк Реконструкции и Развития продолжает программу развития региональных венчурных фондов в России. Три управляющих компании фондов ЕБРР уже получили принципиальное решение ЕБРР по Второму раунду инвестиций. По существующей информации Agribusiness Management Company L.L.C. и Delta Capital Management Inc. также обсуждают возможности сбора новых фондов с потенциальными инвесторами. Примечательным явлением последнего времени в России является тенденция активного вовлечения российских по происхождению капиталов в венчурный бизнес. О формировании подобных фондов заявили “Юкос”, “Никойл”, “Альфа”. На российском рынке действует и первый российский фонд прямых инвестиций “Базовый элемент”.



Перспективы

Российское правительство в настоящее время рассматривает венчурную индустрию как достаточно серьезный и практически безальтернативный источник финансирования отечественных инноваций и предпринимает разумные и обоснованные шаги сотрудничества с венчурными капиталистами. Сейчас на согласовании в Правительстве находится Концепция развития системы венчурного инвестирования в России, которая во многом была связана со стремлением Министерства промышленности, науки и технологий РФ обеспечить приток средств в инновационный, и прежде всего, высокотехнологичный бизнес.

Она определяет основные шаги формирования благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики.

Серьезное и конструктивное развитие имеет место в области законодательного обеспечения венчурной деятельности. Совершенствование правовой базы, касающееся деятельности страховых компаний и пенсионных фондов и регулирующей деятельность банков, формально ограничивающей в настоящий момент использование средств этих структур в сфере венчурных и прямых инвестиций, позволит направить их свободные средства в виде инвестиций в реальный сектор экономики. Наличие свободных российских средств - это еще половина дела, необходимо показать, что эти средства будут работать в России также, как они работают во всем мире. Отчасти, Управляющие компании, показав хорошие “выходы” и высокие показатели доходности осуществленных инвестиций, продемонстрировали это. Они доказали, что уже есть квалифицированные команды опытных специалистов, способных успешно работать на рынке венчурного капитала. Кроме того, дальнейшее совершенствование хозяйственного законодательства поможет и иностранным инвесторам составить более четкое представление о российском рынке. А если есть примеры успеха - сделаны “выходы” в понятных масштабах - всегда легче доказывать возможность и необходимость инвестирования проектов тем, кто принимает решение о предоставлении инвестиций в Россию.

Зачем нужна государственная поддержка?

Государственная поддержка или участие в развитии системы инвестирования инновационного бизнеса страны является позитивным сигналом для инвесторов, как российских, так и иностранных. Развитие элементов инфраструктуры венчурного бизнеса, квалифицированные участники которого имеют многолетний положительный опыт работы практически на всей территории страны, - насущная необходимость, так как в ближайшие несколько лет венчурный капитал будет главным механизмом привлечения средств в малые и средние предприятия.

Инвестирование объектов, в том числе и в области высоких технологий, на ранних стадиях, на стадиях “посевного капитала” возможно только с участием государства. Хотя такие инвестиции в ряде случаев коммерчески выгодны, но риски настолько велики, что инвесторы предпочитают не инвестировать в них. Венчурная индустрия заявляет о себе, как о серьезном партнере на финансовом рынке и имеет все основания стать элементом, стимулирующим быстрый прогресс предпринимательской активности, а в будущем приобрести настолько значимый характер, что это даст существенные положительные результаты для экономики страны в целом и, в конечном итоге, позволит России занять место среди лидеров мировой экономики - место, которое она достойна занимать.

Геннадий Груздков
Quadriga Capital Russia GmbH & Co.KG

Управляющая компания Quadriga Capital Russia GmbH & Co.KG начала работать в России в 1995 году. В настоящее время под управлением компании находятся два Фонда, один из которых работает в Северо-Западном регионе (офис в Санкт-Петербурге), второй - в Нижегородском (офис в Нижнем Новгороде). Фонды управляют средствами, выделенными Европейским Банком Реконструкции и Развития в размере $30 млн. Кроме того, за последние два года порядка $40 млн., выделенных странами-донорами в виде спонсорской поддержки для этих Фондов, было истрачено на поддержку инвестиций и помощь компаниям.

Основной особенностью деятельности подобных Фондов является то, что они вкладывают в людей (менеджмент компаний), которые в обмен на инвестиции делятся одним из самых сокровенных, что у них есть - своей собственностью. Решение проблемы собственности, которая зачастую возникает при "выходе" инвестора из проинвестированной компании, является основной задачей, позволяющей достичь компромисса в столкновении интересов инвесторов и компаний.

К сожалению, как показывает практика, публичный рынок в России пока не достаточно развит. На сегодняшний день не известно какого-либо яркого "выхода" венчурного инвестора через публичный рынок, несмотря на то, что это помогает компании появиться практически на неограниченном финансовом рынке и привлекать неограниченные средства. А это, в свою очередь, способствует тому, чтобы значительно увеличить прозрачность компании, что позволит ей стать еще более понятной для своих инвесторов.

Очень часто инвесторы сталкиваются с тем, что существующие акционеры хотели бы осуществить "обратный" выкуп доли инвестора через определенный период времени. К сожалению, существует ряд вполне объективных факторов, которые препятствуют этому. Самый банальный из них - отсутствие средств. В то же время, это значительно сокращает доступ к свободному рынку капитала. Несмотря на то, что "обратная" продажа реальна, наиболее наработанным и наиболее реальным способом "выхода" в настоящее время пока является продажа акций третьей стороне.

Следует отметить, что, как правило, инвестор в этом случае становится миноритарным акционером и попадает в определенную зависимость от остальных акционеров, поэтому возникает проблема поиска покупателя на долю венчурного инвестора и необходимость согласования такой сделки с остальными акционерами компании. Примером может служить один из первых “выходов”, осуществленных региональным фондом ЕБРР из компании “Новая эра”. Компания занималась производством электрических шкафов управления для энергосистем, применяемых в силовых судовых установках. В настоящий момент она вышла на более высокий уровень и производит оборудование для горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

В 1996 году компания получила инвестиции на общую сумму $2 млн. ($1,5 млн. -в акционерный капитал и $0,5 млн. - в кредит). В основном вложенные средства были направлены на реконструкцию существующего производства. За относительно небольшой срок, невзирая на кризис 1998 года, компания в 5 раз увеличила свой оборот. Доходность инвестиций в эту компанию составила приблизительно 20%.

В настоящее время венчурные фонды работают над тем, чтобы привлечь дополнительные средства, поэтому они стараются не афишировать свои неудачи, так как теряют порой существенные средства.



Игорь Макаров
Партнер международной юридической фирмы “Бейкер и Макензи”
Председатель юридического комитета Российской Ассоциации Венчурного Капитала

Более чем 10-летний опыт функционирования венчурных институтов в Российской Федерации показал жизнеспособность венчурной модели даже в тех правовых рамках, которые существовали 5 - 7 лет назад, когда были вложены первые инвестиции. Это наглядно показывает, что российская правовая среда может органично воспринимать устоявшиеся международные модели, принятые в венчурной индустрии. Главная задача - определить основные проблемные моменты, препятствующие эффективному функционированию венчурных инвестиций в России.

Составим краткую блок-схему функционирования венчурных инвестиций:


  • Первая стадия - “прединвестиционная”, когда венчурный капиталист изучает компанию, определяет способ инвестирования.

  • Вторая стадия - период “роста”, когда компания осваивает средства, расширяет свой рынок.

  • Третья стадия - этап “выхода”, самый важный, потому что именно “выход” должен быть эффективен со всех точек зрения: и с точки зрения компании и с точки зрения инвестора.

Необходимо выделить основную проблему для всех инвесторов, включая венчурных, - уплата налогов. Для венчурного капиталиста принципиально отсутствие двойного налогообложения. Желательно, чтобы это происходило на уровне индивидуального инвестора. Какие бы структуры ни создавались для опосредованного "перетока" капитала, не должно быть налоговых фильтров на пути этого капитала как при “входе” в компанию, так и при “выходе” из нее. Российское законодательство на данном этапе не содержит благоприятных норм, которые бы позволяли работать российскому национальному капиталу в российских правовых рамках настолько же эффективно, насколько это позволяет международное законодательство и законодательство развитых европейских стран.

Коммандитные товарищества - устоявшаяся и апробированная организационно-правовая форма создания венчурного фонда на Западе. В российском Гражданском Кодексе существует понятие коммандитного товарищества, но, к сожалению, для целей уплаты налогов согласно российского налогового законодательства коммандитные товарищества “непрозрачны”. Они являются полноценными налогоплательщиками как юридические лица, и, следовательно, возникает так называемое двойное налогообложение. Поэтому, обсуждая сегодняшние правовые реалиями в Российской Федерации, можно говорить о том, что существует некая весьма специфическая форма создания венчурного фонда в рамках российского законодательства - на основе модели простого товарищества - так называемого договорного товарищества. По сути дела, это договор о совместной деятельности с некоторыми элементами корпоративного управления.

Вложение венчурным фондом инвестиций в компанию на основе партнерства должно иметь определенные гарантии. Юридические гарантии, прописываемые в инвестиционных документах при “входе” инвестора в компанию, на практике могут встретить достаточно сильное сопротивление, в первую очередь в среде российских судей. Например, существует проблема одностороннего “выхода” из состава участников общества с ограниченной ответственностью. Закон в последней редакции существовал не больше года, когда Высший Арбитражный Суд уже выступил с разъяснениями по поводу применения этого закона, где определил, что право выхода является императивным положением закона и не подлежит какому-то договорному регулированию. Таким образом, возможность инвестирования в общество с ограниченной ответственностью, при наличии нескольких партнеров в этом обществе, для венчурного капиталиста становится весьма проблематичным.

Венчурная индустрия развитых европейских стран эффективно использует существующие международные инструменты корпоративного и налогового планирования. Валютное регулирование во всех странах свободно настолько, насколько оно позволяет капиталу "перетекать" из одной страны в другую в зависимости от состояния денежных и фондовых рынков. Деньги - субстанция очень подвижная, не имеет национального признака и весьма капризна по отношению к ограничениям. Поэтому наши российские фонды, если они хотят встать на один уровень с западными фондами, должны иметь равную возможность налогового планирования.

Кроме того, существуют проблемы, связанные с защитой и с оформлением интеллектуальной собственности. Существует определенная проблема менталитета наших изобретателей. Владея патентом либо подав заявку на изобретение, они считают, что этого должно быть достаточно для принятия инвестором положительного решения о предоставлении инвестиций для доработки продукта и вывода его на рынок. Однако необходима полноценная правовая защита, полная патентная обработка этого продукта или технологии, так как “конкуренты не дремлют” - они отслеживают все заявки еще на этапе их обработки в патентном ведомстве, и они заранее могут понять, в каком направлении развивается мысль изобретателя и где им следует закрывать собственные зоны интересов.

Кроме того, существует проблема, имеющая отношение к инновационной сфере, - это происхождение идеи и разграничение права собственности на окончательный продукт, на последующую коммерциализацию этого продукта. Часть изобретений была разработана с привлечением средств из советских или российских государственных программ. Поэтому крайне важно правильное юридическое закрепление прав и закрепление в законодательстве права изобретателя либо другого лица на дальнейшую коммерциализацию изобретения.

Именно создание четкой юридической базы, разграничивающей участие государства, разработчиков и третьих лиц в изобретательско-инновационной деятельности и инвесторов, участвующих уже в дальнейшей коммерциализации продукта, является краеугольной проблемой, стоящей перед инновационной индустрией.

Александр Малиновский
Заместитель директора ЦСР “Северо-Запад”

По мнению американских аналитиков группы "3i", составивших обзор в 1970 году, европейский рынок, на который группа собиралась выходить с инвестициями, был намного меньше, чем в США. Организованных рынков, обеспечивающих накопление акционерного капитала, да и публичных фондовых рынков, которые бы обеспечивали ликвидность, не существовало вовсе. Действовали инструменты, предоставляющие долговое финансирование малому бизнесу на достаточно обременительных условиях, но и они не работали с акционерным капиталом. Правительственная политика строилась на утверждении того, что предпринимательство играет незначительную роль в процессе разработки инновационных технологий, новаторские разработки могут появиться исключительно в крупных государственных образованиях, поддерживаемых государственными инициативными программами. Однако цифры, которые характеризуют успехи венчурного предпринимательства в Европе на данный момент, наглядно показывают положительную динамику развития индустрии за последние 30 лет.

На самом деле, для венчурного капитала проблемы IPO нет, потому что выйти из компании можно и без фондового рынка. Однако существует четкая связь между динамикой роста венчурного капитала и рынком IPO. Например, в Америке проанализировали кривые выхода на фондовый рынок проинвестированных компаний и сбора средств венчурными фондами. Кривая сбора средств отставала от кривой выхода на IPO на один год. Это наглядно продемонстрировало, что рынок IPO для инвесторов прямых и венчурных фондов является своеобразным индикатором деловой активности в стране.

В ноябре 2002 года “РосБизнесКонсалтинг” проводил интернет-опрос на тему: "Какая сторона экономической стратегии на сегодня должна стать приоритетной?” В нем приняло участие около 14 тысяч человек, из которых: 22% сказали, что это борьба с коррупцией, 21% - поддержка малого и среднего бизнеса, 19% - снижение административных барьеров, а 9% ответили, что это - поддержка высокотехнологичных венчурных проектов.

В России сейчас предприняты первые шаги, направленные на решение проблемы IPO. В прошлом году Правительством и ФКЦБ были приняты постановления, которые позволяют паевым закрытым фондам определенную долю своего портфеля направлять на осуществление прямых инвестиций. Эти фонды, размещая свои паи на фондовом рынке, уже сейчас могут стать тем инструментом, который будет привлекать средства фондового рынка в венчурный бизнес.

Алексей Власов
Российский технологический фонд
Председатель комитета по высоким технологиям РАВИ

Российский Технологический Фонд (РТФ) - один из немногих, кто занимается инвестированием в компании, которые могут быть отнесены к высокотехнологичному сектору. По итогам 2002 года средний рост объема производства во всем портфеле РТФ составил 22% в год. Приведу несколько промеров. В 1998 году - на момент инвестирования - объем продаж одной из компаний составлял $8700. В э2002 году объем продаж достиг почти до $3 млн., а прибыль составила более $0,5 млн. Другая компания в начале инвестиционного процесса показывала объем продаж $340 тыс. и негативное соотношение прибыли и убытков. В 2002 году в обороте компании $2,1 млн., а прибыль выросла до $600 тыс. У третьей компании в 2000 году оборот составлял $2,4 млн. Сейчас - почти $4,5 млн., а прибыль - $600 тысяч.

Сейчас компании, заинтересованные в привлечении любых, в том числе и венчурных, инвестиций, - это все компании, которые появились в лучшем случае в середине 90-х годов. Более молодых компаний технологического сектора практически нет. Вот где государство должно и может сыграть важную роль: должна быть разработана программа, стимулирующая возникновение новых компаний, позволяющая им дорасти до уровня развитых, коммерчески привлекательных для инвестиций. В обратном случае можно говорить только о том, что называется “приобретением дешевых активов” венчурным капиталом, а не о вложении капитала в интенсивно растущие сектора экономики. Если не будет создан “фундамент”, то говорить о возведении здания не приходится.

Первым шагом, направленным на реализацию существующего российского экономического и научно-технического потенциала, должно стать создание соответствующей инфраструктуры, развитие системы технопарков, инкубаторов, инновационно-технологических центров и т.д. Ранее созданные подобные структуры заполнены, и вновь появляющиеся компании не имеют возможности получить инфраструктурную поддержку

Второй момент - система финансирования. Практически все действующие финансовые структуры предпочитают инвестировать в компании не на начальной стадии развития, а на более поздних этапах, не создавая тем самым возможности формирования прослойки перспективных компаний.

Все налоговые льготы, связанные с малым предпринимательством, направлены не на стимулирование развития сильных, а на поддержание слабых. Если компания растет, увеличивает объем продаж, условно говоря, на 20 % в год, и относится к приоритетному сектору экономики, то необходимо наличие льгот для нее и при обороте более 15 млн. рублей. Это стимулирует желание предпринимателей не дробить свои бизнес, а увеличивать свои компании, тем самым, создавая выгодные условия для инвесторов, в том числе и венчурных.



Юрий Трутнев
Губернатор Пермской области

Пермь сейчас готовится к проведению Четвертой Российской Венчурной Ярмарки. В рамках этой подготовки я встречался с бизнес элитой и обсуждал вопросы их участия в Венчурной Ярмарке, в частности, и в венчурном бизнесе, вообще. Не менее 60% моих собеседников отмечали, что они уже используют инструменты венчурного финансирования. Основная причина того, что они не видят смысла в “выходе из тени” - существующая система налогообложения. Чтобы как-то изменить сложившуюся ситуацию, нужна полная реконструкция налогового кодекса, а не внесение отдельных налоговых льгот.



Николай Арзамасцев
Министерство промышленности, науки и технологий

На сегодня венчурный бизнес развивается достаточно динамично и без участия государства, хотя оно может значительно ускорить этот процесс. Разработанная Концепция развития системы венчурного инвестирования в России, находящаяся на рассмотрении в Правительстве, призвана помочь в решении двух основных из целого ряда вопросов. Во-первых, наличие объектов для венчурных инвестиций: проведенный анализ некоторых Государственных научных центров (ГНЦ) показал, что практически происходит обнуление входящих средств, т.е. этим центрам были предоставлены солидные бюджетные средства и деньги зарубежных инвесторов (от 5 до 50 млн.евро), а на выходе оказался практически устойчивый ноль. Необходимо в корне менять эту ситуацию, чтобы на выходе появились перспективные компании, имеющие юридически подтвержденные права на коммерциализацию разработок, которые в дальнейшем могли бы осуществить всю процедуру трансфера на легальной основе. Сейчас идет процесс создания шести Центров трансфера технологий. Как показывает мировой опыт, первые два года заведомо будут убыточны. На этом этапе без государственной поддержки ничего не произойдет. Необходимо существование посевных, и стартовых фондов. Создаваемые центры не смогут быстро решить проблему, но в течение ближайшего года планируется отработать модели и механизмы взаимодействия с научной организацией, с одной стороны, то есть "легитимизировать" процесс передачи прав, а с другой стороны, отладить механизмы переуступки прав и привлечения инвестиций, разработать механизмы выхода компаний на рынок. Разработка данного механизма заложена в Концепции, и мы надеемся, что через 4-5 лет этот механизм позволит создавать примерно 5 тысяч компаний в год.

Второй момент, где участие государства может способствовать развитию венчурного бизнеса, - поддержка новых венчурных фондов с российским капиталом. Для этого был создан Венчурный Инновационный Фонд (ВИФ) - первый российский "фонд фондов". Второй конкурс на создание Региональных и Отраслевых венчурных фондов с участием ВИФ открыт 24 февраля 2003 года. Уже есть предложения от компаний, идентифицирующих себя как Управляющие компании вновь создаваемых венчурных фондов. Модель создания новых фондов отработана в результате Первого конкурса, Возможно, возникнут проблемы с ресурсами, которыми располагает ВИФ - он будет выступать в качестве со-инвестора в вкладывать до 10% средств от объемов создаваемых фондов. По предварительным расчетам, в текущем году потребуется примерно 150 млн. рублей, а это означает, что в венчурный бизнес будет привлечено, по крайней мере,в 10 раз больше негосударственных средств.

Кроме того, рассматривается еще одно направление, - создание Системы, обеспечивающей обучение, консультирование и информационную поддержку венчурной индустрии. В 2003 году планируется создание двух пилотных Центров по венчурному предпринимательству в Северо-Западном и Приволжском Федеральных Округах, которые будут обеспечивать тренинг и руководителей малых фирм, и управляющих компаний в регионах, и обеспечивать информационное обслуживание.

Кроме того, осуществляется поддержка уже Четвертой по счету Российской Венчурной Ярмарки. Опыт проведения предыдущих Ярмарок показал рост интереса к этой "коммуникативной" площадке как со стороны компаний, заинтересованных в привлечении инвестиций, так и со стороны инвесторов, заинтересованных в нахождении объектов для своих инвестиций. Как показал опрос компаний после Третьей Ярмарки, впервые в нашей практике появился конкурс инвесторов, ведущих переговоры об инвестициях в некоторые компании, представленные на Ярмарке.

Что касается вопросов налоговой политики, то в Концепции отмечена необходимость внесения изменений в налоговое законодательство, касающееся малых компаний, у которых сегодня практически отсутствуют стимулы роста: им выгодно быть малыми, что ограничивает, а зачастую и отрезает для них возможность привлечения инвестиций, в том числе и венчурных.



Андрей Фурсенко
Первый Заместитель Министра промышленности, науки и технологий

Подводя итоги сегодняшнего Круглого стола, можно сказать, что, во-первых, предприняты некоторые шаги в области внесения изменений в законодательство. Во-вторых, уже принят во второй редакции новый патентный закон, что может положительно отразиться на развитии рынка объектов, связанных с интеллектуальной собственностью. Правительством одобрен закон “О коммерческой тайне”, который вносится на рассмотрение в Думу. Это значит, что и инвесторы, и разработчики получат определенную степень защиты своих разработок. В-третьих, приоритетные направления, объявленные Президентом, очень широки. Необходимо в рамках этих приоритетов определить направления, которые имеют не только серьезный коммерческий потенциал в настоящем, но и серьезные перспективы и рынки в будущем. Кроме того, необходима не только система приоритетов, необходима система “индикаторов”, чтобы по мере реализации программ можно было бы оценивать результаты действий.

Необходимо отметить, что во всем мире неформального “венчура” гораздо больше, чем формального. “Бизнес-ангелы” - это и есть основа инвестиций в новые перспективные проекты, и масштаб этих вложений больше, чем масштаб формального “венчура”.

Одной из главных проблем на сегодняшний день остается создание первых “ростков”. Во всех странах государство играет немаловажную роль в решении этой задачи. В нашей стране создается инфраструктура развития малого бизнеса (ИТЦ, инкубаторы, Центры трансфера технологий и т.д.). Одновременно создаются площадки, такие как Российская Венчурная Ярмарка, предоставляющие возможность инвесторам познакомиться с бизнесом инновационных компаний.



Венчурный бизнес стоит на “двух китах”: на желании людей, обладающих свободными средствами, заработать по возможности больше, и на наличии людей, ,имеющих представление о тех механизмах, которые позволят им получить определенные выгоды, уравновешивающие риск потери вложений. И здесь государство или публичные профессиональные организации могут и должны сыграть немаловажную роль.

Однако, венчурный бизнес - это частный бизнес. Необходимо определить границу, до которой государство может оказывать помощь развитию венчурного предпринимательства. Но ни в коем случае нельзя контролировать венчурный бизнес. В России уже была предпринята попытка провести закон, регламентирующий деятельность венчурных фондов и компаний. Ряд шагов, предпринятых Российской Ассоциацией Венчурного Инвестирования и венчурным сообществом, не позволили провести этот закон через Думу. Необходимо найти компромисс, “золотую середину”, чтобы взаимодействие государства и венчурного сообщества приносило положительные результаты, способствовало развитию венчурного бизнеса в России.
страница 1
скачать файл


Смотрите также: