moglobi.ru Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1
Иисус Навин

1) Содержание

Введение:

1 (Нав. 1, 1–9)

I) Завоевание (Нав.1–12)

2. Подготовка (Нав. 1, 10 – 2, 24)

3. переход через Иордан (Нав. 3, 1 – 5, 1)

4. На земле ( Нав.5, 2 –15)

5. Завоевание Иерихона (Нав.6)

6. компания против Ахана (Нав.7, 1 – 8, 29)

7. Алтарь на горе Гевал (Нав. 8, 30–35)

8. Завоевание (Нав. 9 – 12)



  1. Распределение земли (Нав. 13 – 22)

9. Два ведения о распределении (Нав. 13, 2 – 14, 5)

  • первое ведение (Нав. 13)

  • второе ведение (Нав. 14, 1–5)

10. Халев и Трибу Иуда (Нав. 14,6 – 15, 63)

11. территория дома Иосифа: Ефрем и Манассия (Нав. 16 – 17)

12. Воздвижение скинии, постановление собрания

13. территории других трибу племени (Нав. 18 – 19)

14. город для убежища (Нав. 20)

15. город левитов (Нав. 21, 1 – 42)

16. конец распределения (Нав. 21, 43 – 45)


  1. конец (Нав. 22 – 24)

17. возвращение племени из Трансиордании (Нав. 22)

18. Прощание Иисуса Навина (Нав. 23, 1 – 24, 28)



  • 1-я речь о прощении Иисуса Навина (Нав. 23)

  • собрание в Сихеме (Нав. 24, 1 – 28)

19. конечные данные (Нав. 24, 29 – 33)

  1. Данные касающиеся содержания и разделения книги

Организация текстов, отсюда толкование.

2.1 Книга начинается с божественной речи, хотя мы думаем, что это повествование.

Речь Бога (Нав. 1, 1 – 9).

Эта речь даёт начало, движение истории рассказа и повиливает Иисусу Навину переходить Иордан, завоевать землю, распределить её, и быть послушным закону, в каждом моменте. Эта речь даёт тон рассказу. Поэтому толковать книгу необходимо в этом ключе. Это не просто человеческое событие, но реализация божественного обещания.

2.2 Книга, которую считают как завоевание, на самом деле – это второстепенно.

а) Завоевание представлено (против всех исторических фактов) – как действие всех племён и из Трансиордании, чтобы подчеркнуть единство Божьего народа.

__ послание шпиона в Иерихоне является абсурдным с военной точки зрения, т.к. они проходят всё своё время скрываясь и убегая.

б) Иерихон завоёван чудесным образом, чтобы подчеркнуть, что Бог является автором этой победы.

в) Первое настоящее военное действие заканчивается неудачей из за греха Ахана.

г) кампания Юга и Севера рассказывается схематически и подчёркивает осуществление и исполнение деторон. закона (это мы ещё увидим).



3. Наоборот, важный акцент ставится на переход Иордана (две главы) и на глубокое изменение, которое этот переход означает:

а) Обрезание: здесь заканчивается этап пустыни, где не было обрезания.

б) Освобождение от стыда, от Египта, т.е. то, что сказали бы египтяне, если бы народ Израиля не вошёл в землю (Нав. 9, 28).

в) Пасха (в пустыне её не праздновали) и плоды земли в контрасте с Манной

г) Святая Земля

4. Тщательная форма, при помощи которой рассказывается о распределении земли, с указанием границ племён и о стране каждого племени, помимо политической и социальной важности, которое оно может иметь (разрешение конфликтов между племенами, проблем о случайных убийствах, отдания земли Левитам) – даёт очень интересное видение Библии как «Слова Божьего». Это слово не является только словом, религиозным, духовным, которое спасает, но оно содержит в себе всё, что является важным для идентичности Израиля, аспекты материальные, как например границы и территории.

5. Книга, которая должна была быть рассказом о завоевании и о распределении, заканчивается очень богословским способом (теологическим). С серьёзными предупреждениями Иисуса Навина (прощальная речь) и с согласием народа служить Богу (собрание в Сихеме).

3. Книга Иисуса Навина несущая отпечаток Второзакония

Все авторы считают, что Иисус Навин является книгой, которая имеет больше точек соприкосновения с книгой Второзакония, чем остальные книги Пятикнижия. Упоминание в начале книги Иисуса Навина о смерти Моисея, можно отнести к концу книги Второзакония, где и рассказывается об этом событии.

И речь Бога, которая открывает книгу, похожа на соприкосновение и развитие речи Моисея к Иисусу Навину во Второзаконии (Втор. 31, 7 – 8); с другой стороны, формулировка стихов Нав. 1, 3 – 4 почти похожа на Втор. 11, 24 – 25а, где Бог говорит Моисею «Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Ефрата, даже до моря западного будут пределы ваши. Никто не устоит против вас». Другую, похожую, традицию касающеюся границы территории мы находим во Втор. 1, 6 – 8.

Мы можем группировать точки соприкосновения между этими двумя книгами в 3 пункта:

а) тематика:

основные аспекты собранные в книге Иисуса Навина являются следующими:


  • Обещание (обетование) земли, которое предполагает уничтожение врагов; тема обетования находится особенно в первой главе (Нав. 1), но также и в других моментах, где говориться об исполнении обетования (Нав. 11, 23; 22, 43 – 45) и об уничтожении врагов после различных завоеваний (Иерихон, Ай, компания на Юге и на Севере).

  • верность завету и соблюдение законов в начальной речи Бога (Нав. 1, 7 – 8) и в прощальной речи Иисуса Навина (Нав. 23, 5)

  • идолопоклонство

б) Протагонисты.

В этом смысл, книга Навина проявляет яркое продолжение с книгой Второзакония. Задача Иисуса Навина была провозглашена во Втор. 3, 28 «И дай наставление Иисусу, и укрепи его и утверди его, ибо он будет предшествовать народу сему, и он разделит им на уделы землю, на которую ты посмотришь»; и Втор. 31, 23 предсказывает о предрасположении будущего завоевателя «И заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал ему: будь твёрд и мужествен, ибо ты введёшь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою».

В книге Иисуса Навина подчёркивается продолжение с Моисеем, продолжение которое подчёркивают точки соприкосновения со Второзаконием ( см. Нав. 1,5. 17; 3, 7; 4, 14; 5, 13 – 15; 11, 15. 23).

После Иисуса Навина, другим протогонистом в книге является народ. Но также племена из Трансиордании занимают особое место в последней редакции книги. Иисус Навин говорит с этими племенами до перехода через Иордан (Нав. 4, 12 – 13); также встречаем их в момент распределения земель (Нав. гл. 13) и в конце 22-ой главы.

Это упоминание племён из Трансиордании важны, т.к. развивает смысл начатый во Втор. 3, 12 – 13. 18 – 20.

Халев, единственный важный персонаж в книге (Нав. 14, 6 – 15; 15, 13 – 20), встречается также и во Втор. 1, 36, где предшествует то, что случиться в книге Иисуса Навина.

в) конкретные действия

Главная мысль книги Иисуса Навина – завоевание и распределение земли. Логически ни одно из этих частей книг не указано явно в легальной части книги Второзакония. Но другие действия книги Навина являются исполнением детерономического закона или других частей Второзакония.



  • Форма, как отнести к важным народам от Иерихона (Нав. 6, 21) до северной компании, предполагает исполнение закона анафемы Втор. 20, 16 – 18.

  • Отношение к царю Гайскому (Нав. 8, 29) и пяти другим царям (Нав. 10, 26 – 27) следует нормам из Втор. 21, 22 – 23.

  • Церемония на горе Гевал (Нав. 8, 30 – 35) следует закону, данному во Втор. 27, 2 – 8.

  • Выбор городов для убежища (Нав. гл.20) исполняет Втор. 19, 1 – 2, 7 – 9.

г) Две детерономических редакции?

Всё выше сказанное подтверждает тесные связи между книгами Иисуса Навина и Второзакония.

Это значит, что книга Иисуса Навина, если была написана детерономистами, она, тем не менее. испытывала глубокую детерономическую ревизию. Но возникает вопрос: все эти тексты книги Иисуса Навина отражают ли одинаковую школу или одинаковой менталитет?

Я укажу на два момента, которые чаще всего подвергаются дискуссии. В начальной речи Бога Иисусу Навину (Нав. 1, 2 – 9) можно заметить две разные идеи касающеюся завоевания. В стихах 1 – 6, успех завоевания кажется без постановки условий; единственное условие к Иисусу Навину – переходить Иордан и забирать землю. Но с 7 стиха, успех завоевания обусловлен исполнением закона. Сравнивая с первой идей, вторая подчёркивает осторожность, что всё может рушиться если не исполняется воля Божия. Мы находим те же самые две идеи в конце книги. В Нав. 21, 43 – 45 резюмировано всё завоевание с огромным оптимизмом, без малейшего страха на будущее.

Наоборот, прощальная речь Иисуса Навина в гл. 23 использует идею исполнения обетования, чтобы подчеркивать возможность наказание, которое может произойти, вплоть до утраты хорошей земли, которую Господь дал народу (Нав. 23, 14 – 16).

С другой стороны, что можно думать о двух об этих двух конечных речах? Какая речь имеет большее отношение с детеропомической речью и менталитетом? Эти вопросы остаются открытыми.

4) Пророческая книга

Я укажу важные тексты, которые показывают эту пророческое измерение Книги Иисуса Навина.

а) размышление о законе (Нав. 1, 7 – 8).

В начальной речи Бога главной идеей является «размышлять над законом днём и ночью».

Последующие рассказы о Рааве и Гаваонитах показывают, что закон не может быть использован механически, но должен быть обдуман и интерпретирован.

Послание соглядатаев в Иерихон не является абсолютно необходимым, так как Иерихон будет завоёван чудесным образом. Функция этого рассказа не является военной, но богословской.

Стоит проблема закона об анафеме. Согласно Втор. 7,2 предрасположение перед народами, которые живут на земле не подлежат интерпретации: «И предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор. 7,2).

Тем не менее, соглядатые заключают союз с Раавой и Иисус Навин одобряет его, прощая ни только Рааву, но и также всю её семью. Почему? Иисус Навин не находит ссылки высказанные им на законы, но использует очень слабый аргумент: «Потому что она укрыла посланных, которых мы посылали» (Нав. 6, 16). Так как Раав это просила: «Итак поклянитесь мне Господом, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего; и дайте мне верный знак, Что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестёр моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти» (Нав. 2, 12 – 13).

В случаи Гаваонитов, клятва данная во имя Господа (Нав. 9, 14 – 22) превосходит закон.

б) Дар как чистая благодать (5, 2 – 8).

В главе 5, 2 – 8 рассказывается об обрезании народа после перехода через реку Иордан. Структура рассказа ясна:


  • Божественный указ (стих 2)

  • Исполнение (стих 3)

  • Оправдание (стих 4 – 7)

  • заключение (стих 8)

В оправдание (4 – 7) противопоставлены две группы людей: те которые вышли из Египта и те, которые родились во время пути в пустыне.

С богословской точки зрения, имеется красива идея, очень практическая и предшествующая богословию св. Павла об обрезании. Первая группа – те которые вышли из Египта, которые были обрезаны, но во плоти, не в духе; поэтому не слушали Глас Господа и умерли (стих 6).

Обрезание, знак завета, не является гарантией автоматического спасения, также не обрезанные не являются знаком осуждения. Те, которые переходили Иордан, не были ещё «народом Божьим», они получили дар вне завета, как чистый дар. Другими словами: они получили дар в силу обетования данного их предкам, хотя они тоже не были достойны этого обетования.

Обрезание становиться знаком верности Бога над Его собственными законами.



  1. Исполнение обетования (Нав. 21, 43 – 45).

Три утверждения в этом отрывке резюмируют две главные части книги Иисуса Навина представляя темы в обратном порядке:

  • Исполнение обетования земли (ст. 43 = гл. 13 – 21)

  • Исполнение обетования победы над врагами (ст. 44 = гл. 2 -12)

  • Исполнение всего, что было сказано Господом (ст. 45)

Эти слова являются ответом на которым (повествователь) начальной речи Господа (Нав. 1, 1 – 9), где были сформулированы эти обетования.

в) Прощальная речь Иисуса Навина (Нав. 23)

Мартин Нот (Martin Noth) не оценивал эту речь, т.к. он считал, что она «богата в словах, но бедна в содержании» (M. Noth, Das System der zwög Stämme, 68). Наоборот Бутлер (Butler) говорит: «Иисус Навин 23 играет ключевую роль в библейском рассказе. Оно провозглашает последующею историю Израиля, связывая эту историю под темной тенью проклятия...»

В этой речи всё внимание сосредоточено на народах. Первая часть речи делит их на две группы: тех которые уже побеждены (ст.3), и тех которые остаётся завоевать (ст. 4). Итак, как Господь боролся против первой группы, так Он рассеет и вторую группу (ст.5). Этот оптимистический взгляд сопровождается с предупреждением на будущее: не связывать семейные узы с народами, которые остались (ст. 6 – 7а), а привязывать только к Господу (ст.8). Воспоминание о прошлом напоминает о победе Господа над великими и сильными народами (ст. 9 – 10).

Смотря ещё раз на будущее автор предупреждает об опасности: если вместо того, чтобы любить Господа (ст. 11), будут связаны с остальными народами и будут привязаны семейными узами с ними (ст. 12), Господь не будет их выгонять. Израильтяне будут истреблены с земли (ст. 13). Это предупреждение может показаться жестким и преувеличенным, но оно осуществляется как были исполнены все обетования (ст. 13 – 15).

г) Собрание в Сихеме (Нав. 24, 1 – 28).

Простое чтение данного эпизода позволяет различать: введение (ст. 1 – 2а), Божественная речь (ст. 2в – 13), диалог между Иисусом Навином и народом (ст. 14 – 24), завет (ст. 25 – 27), конец (ст. 28).

Как элементы более пророческие мы можем указать на:



  • воспоминание божественных даров во время «первоначальной истории» и воспоминание семи этапов с помощью которых Господь действует за своего народа: Араам, Исаак, Исав и Иаков; освобождение из Египта, путь в пустыне, завоевание Трансиордании, завоевание Сисиордании.

  • Наставление Иисуса Навина (ст. 14 – 15), с двумя аспектами: бояться и служить Господу, и удалиться от богов, которым их предки служили в Месопотамии и Египте.

Искушение синкретизма, с которым боролся Илия на горе Кармил (3 Цар. 18, 21), проникает во всю историю Израиля. Перед этим искушением, выбор Господа влечёт за собой отдаления от других богов, согласно главной заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 3; Втор. 5, 7).

  • настаивание народа на эксклюзивном служении Господу Богу Святому и ревнительному.

  1. Проблемы повествовательные (наративные т.е. в самом рассказе).

Структура и содержание книги достаточно ясны, но не исключено, что есть много проблем с токи зрения повествования. Вот главные:

а) Хронологическая проблема в начале и во 2-й главе.

В Нав. 1, 11 надзиратели народа должны сказать ему (народу) о том, что он перейдёт Иордан после трёх дней. «Указание на три дня и надзиратели народа» появиться ещё раз в Нав. 3, 2. Но то, что рассказывается во второй главе не совместимо в пространстве трёх дней: соглядатаем нужно один день, чтобы идти из Ситтима (Нав. 2, 1) до Иерихона, где они должны будут провести ночь; потом они проходят три дня скрытыми в горах и им нужен ещё один день чтобы возвращаться к Иисусу Навину.

Ещё в Нав. 3, 1 говориться о том. что Иисус Навин и народ встали рано утром,шли целый день до Иордана и там же они ночевали. Самая простая форма чтобы решить эту проблему – считать, что 1, 1 – 10 и 3, 2 – 4 являются последующей текстовой добавкой, чтобы подчеркнуть важность надзирателей. Авторы текста не обратили внимание на «три дня» и отсюда противоречие в контексте.



б) Переход через Иордан (Нав. 3 – 4)
страница 1
скачать файл


Смотрите также: